Логотип, знак и эмблема. Терминология. Что такое логотип. История создания логотипов Анализ вашего бизнеса

Мы собрали примеры как лучших логотипов компаний, так и не совсем удачных. Мы расскажем, почему они стали такими, и чему они могут нас научить. Но перед тем, как приступить, вот несколько важных вещей о логотипах и бизнесе компании. Эти базовые принципы помогут вам сориентироваться в ценности логотипа в бизнесе организации, связи с успехом и стоимости разработки лого:

Успех компании в целом не зависит от качества и продуманности дизайна. Был бы на месте логотипа Apple любой другой знак, стала бы компания менее успешна? Вряд ли .

Сам по себе лого никому не нужен. Важно то, как и где вы его используете. Успешные организации используют логотип во всех точках контакта с клиентом. Таким образом, у клиентов возникает непрерывная ассоциация компании с ее продуктами и опытом, которые они получают, взаимодействуя с компанией.

  • Прибыльный успешный бизнес / качественный дорогой дизайн — отлично!
  • Прибыльный успешный бизнес / плохой дешевый дизайн — плохо!
  • Нестабильный неприбыльный бизнес / качественный дорогой дизайн — ужасно!
  • Нестабильный неприбыльный бизнес / плохой дешевый дизайн — плохо!
  • Молодой бизнес / недорогой логотип — нормально!

Итак, теперь самое время перейти от общих принципов к конкретным примерам. Начнем с образцов , ознакомиться с ними вы сможете в следующем разделе статьи.

Лучшие логотипы фирм и компаний

Мы отобрали для вас наиболее яркие примеры качественных логотипов, которые помогли целому ряду компаний стать глобальными лидерами в своих отраслях. К ним относятся такие бренды, как:

General Electric

Логотип General Electric, одного из ведущих производителей техники, практически не менялся с самого основания компании в 1892 году.

Да и зачем было его менять? Инициалы «GE», начертанные затейливым шрифтом и обрамленные дугообразными штрихами, сочетают в себе простоту и эффективность - а это именно те качества, которых потребители ждут от продукции General Electric. Более того, эмблема, построенная вокруг орнамента в стиле арт-нуво, напоминает вращающийся барабан стиральной машины – одного из самых популярных товаров компании.

JPMorgan Chase

JPMorgan Chase является одним из ведущих финансовых конгломератов и крупнейшим банком, стоимость активов которого составляет космические 2,35 триллиона долларов.

Более того, JPMorgan Chase занимает шестое место в рейтинге крупнейших открытых акционерных компаний в мире. Иными словами, это бренд, которого говорит само за себя.
Надо признать, банку удалось с точностью передать свое доминирующее положение при помощи логотипа.

Что делает лого JPMorgan Chase узнаваемым и эффективным?

Простой, массивный шрифт и минимальное использование графики – эмблема JPMorgan Chase транслирует силу и авторитет и всем своим видом словно говорит: «Если вы не заплатите вовремя, мы начислим вам такую пеню за просрочку, которая вам и не снилась». Сурово, правда? Но другого отношения от такой серьезной организации ожидать не приходится.

Facebook

Если вы хоть немного знакомы с, то вам не нужно объяснять, что такое Facebook.

Примечательно, что компания Марка Цукерберга изначально называлась «The Facebook». Но артикль в названии долго не продержался, а сама компания совершила настоящую революцию в Интернет-сообществе, стремительно превратившись в самую популярную социальную платформу в мире.

Логотип Facebook обладает самым ценным качеством в графическом дизайне – он позволяет мгновенно идентифицировать бренд. Заботясь о поддержании узнаваемого визуального образа, компания внесла в свой логотип лишь незначительные стилистические изменения, оставив основные элементы нетронутыми.

ExxonMobil

ExxonMobil это крупнейшая нефтяная компания в мире, которая приносит своим владельцам и акционерам астрономические прибыли. Когда-то Exxon и Mobil были двумя разными фирмами, которые решили объединить свои знания и ресурсы в 1998 году (возможно, с амбициозной целью установления мирового господства).

У такой успешной и авторитетной организации и логотип должен быть соответствующий! Но в этом случае, как говорится, что-то пошло не так. Эмблеме ExxonMobil с ее простым, безынтересным дизайном не удается отразить характер такого могущественного бренда.

К сожалению, логотипы отдельных компаний до их слияния зачастую смотрятся более самобытно и оригинально, чем эмблема объединенной компании.

Какой вывод можно сделать из этой истории? Меньше – не всегда лучше.

Думаю, под моими словами подпишутся миллионы людей, если я скажу: «СПАСИБО ТЕБЕ, AMAZON!». Благодаря сервису Amazon Prime, я могу заказать абсолютно любую вещь и получить ее в течение 48 часов (или даже быстрее). И все это с бесплатной (ну или почти бесплатной) доставкой.

Отлично зная свои сильные стороны, онлайн-магазин виртуозно отразил их в своей эмблеме. Видите стрелку, которая протянулась от A до Z? Символизируя направленное движение, стрелка говорит о том, что Amazon доставит ваш заказ со своего склада прямо до вашей двери. Но это еще не все значения, заключенные в этой простой иконке. Стрелка также напоминает улыбку, указывая на то, что компания гарантирует высокое качество обслуживания, заботясь о том, чтобы ее клиенты остались довольны.

Microsoft

Несмотря на некоторые оплошности, накопившиеся за последние несколько лет (да-да, Zune и Windows 10, речь идет именно о вас!), с редизайном своего логотипа в 2012 году компания Microsoft справилась на отлично.

Логотип, который просуществовал с 1987 по 2012, был довольно неплох (мне особенно нравилась буква «О», которая была похожа на Пакмана), но с точки зрения дизайна оставлял желать лучшего.

В цветовом плане новая эмблема выглядит намного дружелюбнее. А тот, кто придумал представить основные продукты компании в виде четырех квадратных окон – настоящий гений! Синее окно символизирует операционную систему Windows, красное – пакет ПО Office, зеленое – игровую приставку Xbox, а желтое… Желтое не обозначает ничего, но поскольку окно не может иметь три панели, то будем считать, что оно необходимо.

И еще стоит отметить, что из всех компаний в этом списке Microsoft испытывает наиболее серьезные проблемы с построением устойчивого визуального образа. Судите сами: каждый раз, когда компьютерный гигант вносит изменения в свою эмблему, она выглядит совершенно по-новому, словно не имея ничего общего с прежними логотипами компании.

Компания Nike известна не только своей спортивной обувью, но и одним из лучших логотипов в мире бизнеса. Знаменитая «галочка» Nike служит ярким примером того, что визуальный образ может сыграть огромную роль в становлении репутации и превратить обычную компанию в надежный, уважаемый бренд. Если раньше эмблема Nike не считалась чем-то примечательным, то со временем она стала визуальным отождествлением спортивной культуры.

В англоязычных странах «галочка» Nike известна как «swoosh». «Свуш» это звук, который мы слышим, когда мимо нас резко проносится какой-либо предмет. Таким образом, это слово обозначает резкий звук, скорость и движение, что удачно отражается в выгнутой форме логотипа.

История с «галочкой» Nike примечательна тем, что она демонстрирует становление логотипа от «гадкого утенка» , не нравившемся никому до «прекрасного лебедя», который притягивает к себе восторженные взгляды.

«Родителями» легендарного лого BMW стала круглая эмблема Rapp-Motor с черным силуэтом лошади и баварский флаг с его характерным сине-белым шахматным паттерном. Так появился знакомый нам черный круг, внутри которого расположились синие и белые квадранты.

После Первой мировой войны, завершившейся Версальским миром, компания переключилась с авиационного производства на производство мотоциклов и автомобилей. Эмблема BMW оставалась практически неизменной с 1917 года. Самая заметная трансформация произошла в 2000 году, когда логотип приобрел объем за счет 3D эффекта.

Mastercard

В далеком 1966 году компания Mastercard была известна под названием Master Charge, и на ее первом логотипе можно было видеть два пересекающихся круга (ярко-оранжевый и желтовато-красный) с надписью «Master Charge: The Interbank Card».

В 1979 году компания укоротила своё название до емкого MasterCard. Новое название – обновленный логотип! Цвета на эмблеме стали ярче, а шрифт – более солидным. В 1996 году логотип стал объемным: теперь в области пересечения двух кругов появились «прорези».

FedEx

В 1971 году на логотипе почтовой службы размещалось полное название компании «Federal Express», расположенное под наклоном.

Эмблема была выполнена в патриотичных красных и синих тонах, что вызывало ассоциации с американским правительством. Приобретя популярность благодаря своему первоначальному логотипу, бренд решил распрощаться с ним в 1994 году. Новый дизайн не уступал старому в изобретательности: между буквами E и X спрятана стрелка, которая указывает на скорость и точность как основные преимущества почтовой компании.

Первый логотип IBM был создан в 1924, когда компания Computing-Tabulating-Recording была переименована в привычную для нашего уха International Business Machines.

Так название компании приобрело более современное звучание, а логотип 1924 года стал обновленной версией эмблемы 1911 года, которая раньше использовалась CTR. Утонченный логотип CTR с его воздушным, витиеватым шрифтом уступил место громоздкой надписи «International Business Machines» (с акцентом на слово «International»), которая размещалась внутри круга, символизирующего земной шар. В 1947, когда бренд провел существенную модернизацию своих технологий, круглая эмблема была заменена на аббревиатуру «IBM», которой было суждено стать символом компании. В 1956 году графический дизайнер Пол Рэнд перерисовал буквы, сделав их черными и более массивными. Новый дизайн подчеркивал такие качества бренда, как стабильность и устойчивость. В 1972 году Рэнду было поручено переработать созданный им образ. Чтобы создать динамичный и гибкий образ, дизайнер сделал на аббревиатуре «прорези». Так получилась знаменитая «полосатая» эмблема, которой IBM довольна по сей день.

Несмотря на внешнее разнообразие всех вышеперечисленных знаков, все они были разработаны с учетом похожих критериев, которые и сделали их столь успешными. Именно эти факторы мы обсудим далее.

Чему можно научиться на примере этих логотипов?

Какие выводы предприниматель может сделать, прочитав истории создания этих логотипов?

Определитесь с тем, что ваш логотип должен сообщать о бренде

Эмблема должна отражать сущность вашего бренда, подчеркивая его наиболее характерные черты. Например, глядя на эмблему JPMorgan Chase, сразу понимаешь, что речь идет о влиятельной компании с наработанной годами репутацией. А как ваш логотип характеризует ваш бизнес?

Кстати, что большинство предпринимателей в той или иной степени ЗА соответствие логотипа сфере бизнеса, и лишь 16% не считают подобное требование обязательным при создании логотипа.


Не бойтесь произвести впечатление

Слишком вычурный, экстравагантный дизайн – это то, чего всеми силами следует избегать. Но при этом не надо бояться использовать логотип для того, чтобы смело заявить о себе и обозначить свое место на рынке.

Создавайте простой логотип

Этот совет немного противоречит предыдущему совету, но при создании логотипа важно придерживаться простоты и легкости. Это касается количества использованных цветов, читабельности шрифта, количества элементов. Посмотрите на логотип Nike — вот идеальный пример простого, но эффективного логотипа.

Найдите удачную концепцию и придерживайтесь ее

Многие компании (Apple, Johnson & Johnson, General Electric) не изменяют выбранному однажды логотипу десятилетиями (а в случае с J&J – и вовсе более века!). Но даже внося, казалось бы, существенные изменения в свои эмблемы, такие бренды остаются верны своей прежней дизайнерской концепции.

Хотя переосмысление своего корпоративного стиля никогда не бывает лишним, постарайтесь найти дизайнерские решения, которые наиболее удачно характеризуют ваш бренд, и используйте их в качестве ориентиров. Покупатели привыкают к эмблеме, и со временем начинают прочно ассоциировать ее с компанией. Последовательность в развитии визуального образа обеспечит вашему бренду широкую узнаваемость в долгосрочной перспективе.

Готовы получить еще одну порцию вдохновения? Тогда давайте полюбуемся на , которые еще раз доказывают, что графический дизайн - это отдельный вид искусства.

Примеры красиво разработанных логотипов фирмы

Большинство логотипов несет в себе то или иное сообщение (например, информацию о качестве услуг, предоставляемых компанией). Мы собрали десятки корпоративных эмблем, которые достойны называться образцами высокопрофессионального графического дизайна. Делитесь своими мнениями в комментариях! Какие эмблемы произвели на вас наиболее сильное впечатление?

Какой логотип устраивает вас?

Если качественный, но недорогой логотип — это то, что вы ищете, то заходите в онлайн сервис Логастер и разработайте свой лого всего за несколько минут.

Интересует дизайн логотипа и хочется больше узнать о специфике дизайна лого? Если да, то надеемся, что этот пост вам поможет. Для начала стоит выяснить, что же такое логотип, и что он презентует. Логотип – это не только отметка на страничке сайта, а в первую очередь коммерческий бренд, где и форма, и шрифт, и цвет, и картинка имеют свое исключительное значение и передают определенную информацию для потребителя. Логотип несет большое значение для реализации на рынке товаров и услуг, предопределяет успешность бизнеса. Логотип привлекает внимание, позволяет узнавать продукт той или другой компании среди тысячи, служит своеобразным кредитом доверия пользователей.

Что же такое логотип?

Что же такое логотип и какие его особенности? Логотип – это графическое начертание или эмблема для обозначения организации или товара. Первый логотип появился еще в конце XIX века, но эра дизайна логотипов началась в 1950-х годах. Сегодня логотип – это визитная карточка не только для товаров, но и для каждого сайта.

Не забывайте о пяти принципах успешного логотипа

Логотип должен быть простым. Не стоит изощряться. Простой логотип позволяет пользователям быстрее узнавать сайт. Логотип должен быть запоминающимся. Юзеры, просматривающие несколько десятков страничек в день, запомнят только самый простой (но между тем, необычный) логотип. Это возможно при создании логотипа, который напрямую будет ассоциироваться с тематикой сайта. Логотип должен быть вечным. Это означает, что лого должен презентовать сайт и привлекать внимание не только на протяжении следующего года, но и оставаться таким же эффективным и через 10, 30, 50 лет. Каждый месяц появляются какие-то новинки и новые технологии, постепенно в обществе меняются приоритеты, и люди разного поколения по-разному воспринимают одну и ту же информацию. Задача хорошего дизайнера – создать такой логотип, чтобы он был понятен и воспринимался разной возрастной аудиторией одинаково хорошо и сегодня, и завтра, и через 20 лет. Кроме того, логотип должен соответствовать сайту. К примеру, если вы создаете логотип для магазина детских игрушек, то целесообразно использовать детские шрифты и яркие цвета. А для логотипа юридической фирмы забавные шрифты и яркие цвета – неуместны.

Учитесь на примере чужих удачных и неуспешных логотипов

Удачные логотипы

Теперь, зная основные принципы построения логотипов можно самостоятельно определить, где хороший, а где не совсем удачный логотип. Зная, какие логотипы стали успешными и с чем связан их успех, можно выяснить, как же создаются хорошие логотипы. К примеру, знаменитый логотип «росчерк» (Nike Swoosh) компании Nike был разработан студенткой-дизайнером Кэролин Дэвидсон с Портлендского университета в далеком 1971 году. За эту эмблему создатель получила только 35 долларов гонорара, но можно только догадываться, сколько прибыли принес Nike Swoosh компании. Nike Swoosh – это безупречно простой, запоминающийся, эффективный, вечный и узнаваемый логотип. Лого Nike целиком соответствует стилю компании, ее продукции – комфортные, удобные, функциональные и стильные вещи. Этот логотип ненавязчивый и понятный. К тому же, логотип Nike Swoosh выстроен на ассоциации с древнегреческой богиней Никой (Nike) и имитирует форму крыльев богини победы. Таким образом, в сознании пользователя формируется ассоциативная цепочка: богиня победы Ника – продукция компании Nike. Потенциальный покупатель понимает, что в конечном итоге его ждет выигрыш (качество, стиль, цена), если он приобретет продукцию Nikе.

Nike Swoosh – это только один из многих примеров эффективных логотипов. Компания Apple выбрала себе логотип «яблоко». Это весьма символично, так как напрямую связано с названием компании («аpple» в переводе «яблуко». Кроме того, стоит уточнить, что логотип компании – «надкусанное яблоко» сразу ассоциируется у нас с искушением (Ева и Адам надкусили яблоко в райском саду). Этот логотип достаточно простой, прозрачный по своему значению, запоминающийся и понятный для всех поколений. Apple производит все самое новое и самое необычное, что, конечно же, искушает (таким образом, еще раз оправдывается символика логотипа).

Логотипы-неудачники

Неудачные логотипы – это те, которые плохо воспринимаются потребительской аудиторией, сложно ассоциируются непосредственно с сайтом, неэстетичные или просто уродливы. Также к неудачным логотипам можно отнести и те, которые имеют некую двузначность (напоминают уже существующие логотипы) или которые сложно прочитать (из-за шрифтов). Часто в таких логотипах-неудачниках сразу несколько букв в названии заменяются рисунками, которые отдаленно по форме напоминают буквы. Зачастую такие логотипы трудно воспринимать и «прочитывать». Таким образом, пользователь не сразу разгадывает содержание логотипа, не сразу сможет правильно прочитать написанное, а, значит, скорей всего, не запомнит.

Свой алгоритм работы

Есть еще одно правило удачного дизайна логотипа – проработайте свой алгоритм работы над дизайном логотипов. Дизайн логотипов – дело почти интимное. Каждый дизайнер по-своему относится к этому процессу, полагаясь, в первую очередь на свой опыт. Однако всякий процесс дизайна логотипа имеет обязательные составляющие. Итак, первое, что вам необходимо сделать – написать своеобразное письмо, где будет собрана вся информация от заказчика со всеми пожеланиями. Дизайнер Джон Хомс когда-то отметил: «Вам действительно необходимо понять, что ожидает клиент перед тем, как приступить к работе. Дизайн логотипов – это не поиск темной кошки в темной комнате, а скорее наоборот». Логотип должен стать метким выстрелом и обязательно в цель.

Изучение и поиски

Еще одно правило – более детально изучите бизнес ваших клиентов (о продукции и производстве в общем, об истории товаров/услуг, об истории создания и работы компании на рынке, о ее успехах и ее главных конкурентах). Визуальные поиски. Это уже не изучение информация о компании, ее продукции, а непосредственная интеграция в дизайн логотипов. На этом этапе вам стоит углубиться в изучение новых тенденций, новшеств в стилях, выяснить какие самые популярные и успешные на данный момент логотипы, что ждет потребительская аудитория. Кроме того, ваш новый логотип не должен напоминать уже существующие. Иногда помогает изучение логотипов конкурентов. Дизайнер может проанализировать логотипы конкурентов и, отталкиваясь от критики логотипов конкурирующих компаний, найти хорошую подсказку для нового логотипа. Следующий этап – эскизы и концептуализация. Логотип должен стать совершенством в глазах дизайнера и, конечно же, понравиться заказчикам. Проследите внимательно за реакцией заказчиков на логотип, отметьте их замечания. Важное место занимает презентация логотипа, над которой тоже стоит хорошо потрудиться.

Что ж, удачной вам работы над логотипом! А для успешной работы стоит вдохновиться. Здесь представлен целый список лого-галерей, откуда можно почерпнуть интересные идейки.

Комментарии

  1. Константин
    17 августа 2011 в 10:31

    логотип Nike Swoosh выстроен на ассоциации с древнегреческой богиней Никой (Nike) и имитирует форму крыльев богини победы

    Мне он напоминает волну и никак не ассоциируется с Никой. Чушь (я о nike).

    Ekwo Ответ:
    августа 18, 2011 at 1:14 пп

    brendyatina.rpod.ru/153484.html Вот тут послушайте про то, как создавался бренд Nike, про логотип, нейминг.


  2. 17 августа 2011 в 11:54

    все претензии прошу к Nike)) во всяком случае компанию вряд ли назвали в честь волны;)

  3. Зорянка
    3 января 2012 в 2:21

    Лично мне, напоминает голочку — ну типа зачет, что-ли:)

  4. кирилл
    14 января 2012 в 8:58

    очень крутая подобрка, спасибо

    кстати я вдохновляюсь вот этой страницей

    каждый день новый дизайнер и его логотипы. рочень познавательно

    vkontakte.ru/three_one

  5. advertisio
    17 октября 2012 в 8:38

    www.advertisio.ru - лучшие логотипы со всего мира. если нужно разработать логотип, пишите - [email protected]

  6. Василий
    16 мая 2013 в 10:59

Сегодня поговорим о логотипах: важности, типах и этапах создания. Выясним, зачем он нужен сайту и какие требования нужно учесть при его разработке.


Крупнейшие игроки мирового рынка согласны вкладывать многомиллионные бюджеты в создание главной эмблемы компании, ее товарного знака. Бизнесу без лого тяжело продвигать свой продукт, получать высокую оценку потребителя, формировать имидж успешного и преуспевающего предприятия. По результатам маркетинговых исследований, современный человек ежедневно получает более 10 000 рекламных посланий. В условиях такой высокой конкуренции эффективность рекламы зависит, в первую очередь, от узнаваемости и популярности бренда.

Логотип – это название компании, представленное в виде текстового, тексто-графического или графического символа. Само слово появилось в XIX веке и обозначало текстовые клише, используемые типографиями. Только в ХХ в. термин стал применяться как обозначение условного знака, символизирующего конкретный бренд, организацию или товар.

Зачем бренду нужен логотип

В первую очередь, для узнаваемости. Имиджевую функцию хорошего лого переоценить трудно. Являясь больше чем просто картинкой, эмблема выполняет ряд маркетинговых задач:

  • Отличительную – выгодно выделяет бренд на фоне конкурентной среды.
  • Защитную – защищает продукт бренда от копирования и подделки.
  • Гарантийную – при размещении на товаре подтверждает заявленное качество.
  • Эстетическую – становится одним из элементов в оформлении упаковки продукции.
  • Рекламную – работает узнаваемость, формирует доверие, повышает лояльность.

Что такое логотип компании? Это основа фирменного стиля, воплощении философии и принципов бренда. А еще – символ, который вам предстоит придумать после прочтения этой статьи.

В качестве примера отличного лого можно привести знак Формулы-1, погружающий в мир высоких скоростей и бешенного драйва.

Как придумать свой символ

Основных типов логотипов всего три:

Символьный (графический или знаковый)

Представляет собой абстрактное изображение. Преимущество таких лого в том, что они легко воспринимаются и быстро запоминаются, создавая в мозгу устойчивые ассоциативные связи.

Текстовый

Обычно представляет собой стилизованную комбинацию букв или цифр, выполненную с использованием фирменных шрифтов. Для создания текстового логотипа не обязательно использовать название компании. Это могут быть аббревиатуры, сокращения, искусственно созданные слова.

Комбинированный

Наиболее распространенный тип лого, в котором сочетается текстовая и символьная составляющие. Считается универсальным, позволяя использовать элементы по отдельности для размещения на разных носителях.

Принципы и важные правила

Чтобы эмблема компании органично смотрелась на сайте, визитках, упаковке и т.д., необходимо учитывать и соблюдать правила разработки логотипа:

Оригинальность

О том, что плагиат наказуем, известно всем. Поэтому настоятельно рекомендуем креативить и придумывать. Тем более, что такое решение выгодно выделит вас на фоне конкурентов, как, к примеру, компанию Mercedes:

Три луча, заключенные в окружность, являются символом производства двигателей для трех стихий: земли, воды и воздуха.

Простота и лаконичность

Легкий дизайн не только быстро запоминается, но и отлично выглядит на носителях небольшого размера. Отличный пример – значок NIKE:

Символ swoosh, обозначающий звук рассекаемого при движении воздуха.

Универсальность

Заранее подумайте о том, как будет выглядеть лого на офисной табличке, визитках сотрудников, странице сайта, рекламной листовке, фирменной футболке. Вне зависимости от площади рекламной плоскости и процента сжатия, качество изображения не должно пострадать.

В Газпроме все продумывают до мелочей.

Символизм

При всей своей простоте, эмблема обязательно должна отражать специфику работы вашей компании, вызывать соответствующие ассоциации. К примеру, как знак Российской Государственной библиотеки:

Этапы создания логотипа

Сейчас поговорим о том, как с нуля придумать и нарисовать эмблему для своей фирмы или именного бренда. В работе для этого можно использовать специальные графические программы (Adobe Photoshop, CorelDRAW, Adobe Illustrator) или один из онлайн-конструкторов (ool Text, Logo Snap, Logo Yes, Simwebsol и др.).

Чтобы созданный своими руками знак полностью отражал философию компании и задумку автора, придется постараться. В качестве вдохновения можно использовать сервисы-ассоциаторы (sociation.org), мозговой штурм и работы зарубежных коллег.

Этап 1. Аналитический

Прежде, чем приступить к рисованию, необходимо продумать концепт будущего лого. Для этого придется изучить эмблемы конкурентов, сформулировать конкурентные преимущества своего бренда, выделить ЦА. Такая детальная проработка – это не только полезно для бизнеса, но и отличная помощь на следующем шаге.

Этап 2. Эскизный

Отобразите на бумаге символы, которые, по вашему мнению, отражают специфику вашего бренда. Вдохновляйтесь чужими работами, но ни в коем случае не занимайтесь плагиатом. Помните о том, что каждый торговый знак должен быть уникальным, а нарушение авторских прав карается законодательством.

На этом этапе не нужна доскональная прорисовка. Поиграйте с акцентами и цветовыми решениями. При необходимости, привлеките к работе коллег или друзей, проведите мозговой штурм или обсуждение.

Важно: невозможно запатентовать логотип при наличии идентичных или схожих вариантов. Это означает, что коммерческое использование такой эмблемы невозможно.

Этап 3. Пробный

Осталось несколько вариантов? Покажите их клиентам, сотрудникам, представителям целевой аудитории. Послушайте отзывы. Обращайте внимание на ассоциациативный ряд и такие характеристики, как запоминаемость, символичность и пр. Внесите правки понравившийся вариант и презентуйте его миру как новую эмблему своего бизнеса.

Этап 4. Презентационный

После всех доработок и устранений погрешности ваш логотип готов к юридической регистрации.

Цвет вашего бренда

В этой статье мы еще не затронули еще один важный аспект создания лого – выбор цветового решения. В то время как именно цвет (по данным американских исследований) в 60% становится формирующим фактором, стимулирующим к покупке. Психологи подтверждают, что определенные оттенки вызывают у людей схожие ассоциации, вызывают похожие реакции и стереотипы.

Красный

Символизирует активность, энергичность, деятельность. Активно используется в автосферах, фаст-фудах, киноиндустрии:

Синий

Спокойный и надежный, говорит о доверии, защите и ответственности. Популярен в энергетике, медицине, страховании, банковской сфере:

Зеленый

Символ достатка, престижа, экологичности и натуральности. Насыщенный ассоциируется с изобилием, а светлый – с безмятежностью, чем пользуются представители экопитания, сферы строительства и ремонта:

Желтый

Чем ярче оттенок, тем больше позитива он несет. Живость, яркость, радость и веселье – все эти ассоциации используются молодежными брендами, фаст-фудами и компаниями, занимающимися торговлей гаджетами и техникой:

Черный

Респектабельный и «элитный», подчеркивает престижность и эксклюзивность. Поэтому отлично работает в «дорогих» сферах брендовой одежды и аксессуаров, парфюма:

Не стоит превращать логотип в радугу. Двух-четырех цветов будет вполне достаточно для создания эффектного запоминающегося символа. В противном случае при значительном уменьшении (на визитке, в качестве favicon на сайте) он может превратиться в невразумительное пятно.

Как видите, создать лого для сайта или компании достаточно просто. При наличии желания, времени, упорства и базовых навыков владения ПК сделать это можно самостоятельно. Пробуйте свои силы, развивайте креативность, не бойтесь воплощать самые смелые идеи – и ваш логотип будет активно работать на развитие и популяризацию бизнеса.

Логотип, знак и эмблема. Терминология. Александр Ширышев.

Знак, логотип, эмблема — эти слова слышали все, многие активно используют, но большинство использует не по назначению. Почему логотипом называют знак, а знаком называют эмблему? Почему дизайнер заблудился в трёх берёзках и туда же затащил заказчика? Давайте разбираться. Начнём с логотипа.

«Логотип (от греч. logos — слово и typos — отпечаток) — оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Специально разрабатывается фирмой с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам.» — Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).

«Логотип (от греч. logos — слово + typos — отпечаток) — литера ручного набора с наиболее употребительными слогами или даже словами. Логотипы применялись на ранней стадии книгопечатания для того, чтобы ускорить процесс набора.» — Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. — Изд. 3-е, испр. и доп., Электронное — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.

«Логотип (от нем. Logotype, англ. logotype — Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. — М.: Гелла-принт, 2004. — 320 с: ил. — (Рекламные технологии).

Все приведённые выше определения сходятся в одном: логотип — это какая-то неделимая комбинация букв. Конкретно в дизайне — словесная торговая марка . Это может быть название компании или товара, набранное готовым шрифтом, или оригинальное начертание нарисованное дизайнером для данной работы, каллиграфическая надпись, монограмма, вензель. Очевидно, что неправильно называть логотипом торговую марку вообще, тем более, если она представляет собой какое-то изображение не связанное с буквами. Однако встретить безграмотное употребление этого термина можно сплошь и рядом. Даже в конце последнего определения упоминается эта ситуация.


Логотип. Александр Ширышев.

Знак — очень обширное понятие. Самое простое найденное мной определение объясняет его как «нечто, способное в некотором отношении выступать вместо чего-либо другого, т.е., будучи воспринято некоторым живым объектом, обладать значением» (Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002).

Смею предположить, что под «живым объектом» тут подразумевается человек. Новейший философский словарь трактует это понятие ещё круче.

«Знак — традиционно — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения).» — Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.- 1280 с. — (Мир энциклопедий).

Исходя из этих определений, в качестве знака может выступать всё что угодно. Поэтому для нашего конкретного прикладного случая правильно будет уточнить понятие. Вариантов несколько: графический знак, фирменный знак, сигнет, товарный знак, эмблема, торговая марка . Словари пестрят определениями каждого из этих понятия, где-то пересекаясь в значениях, где-то противореча друг другу, демонстрируя полное непонимание составителей, о чём они говорят, и зачем вообще вводят в употребление эти термины.

Дизайнеру этот термин нужен по одной простой причине: это один из его товаров. Клиенту надо объяснить зачем он, сколько стоит и как используется. Очевидно, что объяснять эти вещи, используя термин «эта фиговина» не очень удобно. Как назвать оригинальное начертание Nike ? Мы уже выяснили — логотип. Как назвать «свуш» — знаменитую дугу Nike? Пока ответить на этот вопрос мы можем, руководствуясь методом от противного, — это точно не логотип. Как обозначить ситуацию, когда они используются вместе? Ещё один вопрос, на который дизайнер должен знать ответ, хотя бы потому что есть соответствующий раздел в паспорте стандартов и у него должно быть название.

Прежде чем продолжить терминологизировать, давайте разберёмся с двумя вредными словосочетаниями: товарный знак и торговая марка . Они заимствованы из рекламной индустрии, которая к айдентике имеет очень посредственное отношение. Рекламистам этих терминов для коммуникации достаточно. Для дизайнера же они слишком грубые и условные. Во-первых, потому что под ними может скрываться всё, что угодно. Во-вторых, прилагательные торговая и товарный вводят в заблуждение относительно объекта приложения дизайн-услуг. Ведь фирменным стилем может обладать не только товар, компания или услуга, но и некоммерческая организация, государственное или образовательное учреждение, город, страна, телепередача, фильм, фестиваль, спортивная команда, человек и ещё много чего. Сложно себе представить словосочетание товарный знак Министерства образования или торговая марка Грушинского фестиваля .

Сам объект приложения дизайн-услуг (компания, товар, организация, учреждение, страна, мероприятие и прочее) мы будет обозначать словом бренд . В контексте этой статьи нам не важно то, что бренд — это результат. Здесь и далее, мы будет подразумевать, что объект, для которого мы разрабатываем паспорт стандартов фирменного стиля, брендом рано или поздно станет.

Итак, нам необходимо обозначить термином такое явление, как графический знак бренда. Чтобы быть уверенным, что мы понимаем друг друга, приведу конкретные примеры: яблоко Apple , арки McDonalds , свуш Nike, звезда Mercedes , яйцо «МТС », разноцветное окошко Windows .

Из претендентов на обозначение этого фирменного элемента остались термины: фирменный знак, сигнет, графический знак и эмблема . Прилагательное фирменный понятие знак не уточняет, а значит термин остаётся таким же неточным и мутным, как и без него. Сигнет — англицизм (от анг. signet — знак, штамп), также не углубляющий понятие знак. Таким образом, в качестве точного термина имеет смысл рассматривать графический знак и эмблему .

«Эмблема (от греч. emblema — вставка, выпуклое украшение), условное пояснение отвлеченного понятия, идеи с помощью какого-либо изображения (например, голубь — Э. движения сторонников мира); нередко рассматривается как разновидность аллегории. В узком смысле — символическое изображение.» — «Большая советская энциклопедия».

«Эмблема (от лат. emblema — вставка, выпуклое изображение) — условное символическое изображение какого-либо понятия или идеи; в отличие от символа не воплощает содержания понятия, а лишь указывает на него.» — Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

«Эмблема (от лат. emblema — Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. — М.: Гелла-принт, 2004.

Эти определения применимы и к термину графический знак . Однако понятие графический знак смешивается с понятиями товарный знак, фирменный знак и даже торговая марка , а само словосочетание графический знак на практике урезается просто до знака . Иногда дизайнер употребляет термин знак , понимая, что под ним скрывается именно графический знак , иногда нет.


Эмблема. Александр Ширышев.

По названию статьи не трудно догадаться к какому термину склоняется автор. Многие годы, я употреблял термин графический знак или просто знак . Но постепенно прихожу к мнению, что аморфность этих терминов и связанные с этим разночтения являются существенной помехой в работе дизайнера айдентики. Эмблема однозначнее, эмблема короче, эмблема проще для понимания и проще для объяснения далёким от дизайна людям. Преград для использования этого термина нет никаких. Слово эмблема знакомо каждому, может легко войти в профессиональный обиход и без труда восприниматься заказчиком.

Таким образом, у нас есть два термина обозначающие две разные сущности: эмблема и логотип .

Зачем я с таким занудством копался в терминологии? Термины — основа внутри- и внешнеотраслевых коммуникаций. И в общении с заказчиком, и в общении с коллегами должен использоваться один язык — язык общения профессионалов. И чем точнее и богаче он будет, тем эффективней будет коммуникация.

Как точно высказался один коллега: «подумайте кто усложняет: продавец, дающий разные названия различным колбасным изделиям, или покупатель, желающий, чтобы его понимали, когда он только и говорит, что „дайте мне колбасы грамм триста“».