Начертить линию в опен офис. Вставка графических объектов в Open Office. Org. Writer. план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему. Библиотеки готовых элементов

Запускаем OpenOffice Draw из меню Пуск/Программы/OpenOffice.org/OpenOffice.org Draw.

После запуска программы автоматически создается пустой документ, в котором можно сразу начинать рисование (рисунок 4.1).

Рисунок 4.1 – Пустая диаграмма OpenOffice Draw

По умолчанию предлагается размещать графические элементы на рабочем пространстве формата A4. Его размер определяется в меню Формат/Страница и может быть установлен как в стандартные величины A0, A1…A6, так и не стандартно. Следует отметить, что размер рабочего пространства не связан с размером бумаги печатающего устройства, непосредственно подключенного к компьютеру, на котором производится рисование.

Используя кнопки панели инструментов «Рисование», выбираем необходимую фигуру и размещаем её на рабочем пространстве. Например, скругленный прямоугольник используем как блок начала и окончания алгоритма (рисунок 4.2).

Рисунок 4.2 – Выбор типа графического элемента

Некоторые элементы снабжены средствами изменения их параметров. В частности, для «скругленного прямоугольника» может быть изменен радиус закругления (рисунок 4.3).

Рисунок 4.3 – Изменение специфических параметров элемента

Рисунок 4.4 – Ввод текста в элемент

Копирование блоков может быть выполнено через буфер обмена – меню Правка/Копировать, Вставить или CTRL+C, CTRL+V. Для добавления надписи внутрь графического элемента необходимо выполнить на этом элементе двойное нажатие левой клавишей мыши (рисунок 4.4).

Первоначально, элементы следует размещать приблизительно. Точное выравнивание производится после того, как все элементы размещены и соединены линиями.

Цвет заливки графических элементов может быть изменен при помощи кнопки Стиль/Заливка области панели инструментов Линия и Заливка (рисунок 4.5).

Рисунок 4.5 – Выбор цвета заливки элемента

Связывание элементов обеспечивается при помощи «Соединительных линий». Стрелки на соединительных линиях могут быть изменены позднее. Наиболее универсальная соединительная линия, которая так и называется «Соединительная линия» (рисунок 4.6).

4.1 Соединительные линии

Рисунок 4.6 – Выбор типа линии-соединителя

Рисунок 4.7 – Подсветка точек присоединения начала линии-соединителя

Выбрав соединительную линию нужного типа, наводим указатель мыши на элементисточник. Его контур примет пунктирный вид, а в местах возможного присоединения соединительных линий появятся перекрестия. Нажимаем левую клавишу мыши на нужном перекрестии и, не отпуская клавишу, ведем к элементу, с которым должно быть выполнено соединение (рисунок 4.7).

Рисунок 4.8 –Подсветка точек присоединения окончания линии-соединителя

После наведения указателя мыши на подчиненный элемент, его контур также меняет вид, и появляются перекрестия, аналогично первому элементу. Наводим на перекрестие и отпускаем левую клавишу мыши (рисунок 4.8).

Рисунок 4.9 – Выбор типа линии-соединителя

Соединяем все элементы аналогичным образом. При необходимости изменить внешний вид соединительной линии следует на соответствующей соединительной линии нажать правую клавишу мыши и выбрать пункт контекстного меню «Линия» (рисунок 4.9).

В открывшемся диалоговом окне можно выбрать тип стрелок, цвет и ширину (рисунок

Рисунок 4.10 –Диалог выбора типа линии-соединителя

Тема: Вставка графических объектов в Open Office. Org. Writer.

Класс: 6-а

Продолжительность: 1х40

Тип урока: комбинированный

Цель урока : познакомить учащихся с правилами вставки графических объектов в Open Office. Org. Writer.

Задачи:

Образовательная: сформировать у учащихся понятие графических объектов текстового процессора, правила вставки автофигур в документ Open Office. Org. Writer и умение работать с автофигурами.

Развивающая: развивать внимательность, воображение, тво спос-и. Уважение к труду дизайнера.

Воспитательная: Эстетическое воспитание. Воспитание культуры поведение на уроке, умение слушать.

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, маркерная доска, презентация.

Лит-ра:

ИО на доске.

План урока:

1. Орг. момент (2 мин.)

2. Проверка знаний (тестирование) (10 мин.)

3. Изучение нового материала (10 мин.)

4. Подведение итогов (3 мин.)

5. Закрепление материала (10 мин.)

6. Информирования о домашнем задании (3 мин.)

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок информатики проведу у вас я, меня зовут Виктория Алексеевна. Я студентка 4 курса отделения информатики педагогического колледжа, мне нужно провести у вас несколько уроков.

Ребята садятся.

2.Актуализация знаний

Какую последнюю тему вы изучали? Сегодня мы с вами выполним тест по изученным темам «Маркеры и таблицы».

(раздою тест). На выполнения теста вам 7 – 10 минут. Посмотрите на листочки с тестами, в каждом вопросе есть варианты ответов. Обратите внимания на 9 и 11 вопрос. В 9 вопросе нужно провести соответствия, например, 1А 2Б. В 11 нужно словами написать, как называются выделенные места в таблице. Тест выполняем на листочках, которые я вам раздала. Пишем фамилию, имя, класс и подгруппу. Начинаем выполнять. Поднимите руку, кто не понял?

Выполнения теста

3. Изучения нового материала

(раздою опорный конспект каждому на парту, демонстрирую презентацию).

Слайд 1. Запишите тему сегодняшнего урока: «Вставка графических объектов в Open Office. Org. Writer».

Слайд 2. Open Office. Org. Writer имее такие функции, как вставку автофигур, вставку текстовых эффектов и непосредственно вставку рисунков из файла. Сегодня рассмотрим вставку автофигур.

Слайд 3. Для того что бы начать работу с автофигурами нужно вывисти панель рисования на рабочую облость. Для этого заходим «вид», «панель инструментов» и на против «рисования» ставим галочку и панель выносится на рабочую облость.

Слайд 4. Автофигуры находятся на панели рисования. Основные автофигуры это: когда мы нажимаем на кнопку «основные фигуры», у нас появляются все основные фигуры, которые есть, это например кружок, ромб и т.д., далее находятся фигуры-символы , при нажатии мы так же видим все фигуры и символы, которые здесь отображаются, далее находятся блочные стрелки при нажатии этой кнопки мы также видим все блочные стрелки, которые есть, дальше схемы , так же при нажатии мы видим разновидность схем, далее опять мы видим выноски , но здесь мы сами можем выбрать какую выноску нам надо в отличии от первой кнопки под этим названием, далее идет кнопка звезды , так же при нажатии мы видим разновидность звезд. Вот такие основные автофигуры расположены на панели рисования.

Для чего же предназначены автофигуры? Как вы думаете ребята? Правильно, для создания рисунков, схем.

Слайд 5. Давайте подробней рассмотрим алгоритм (последовательность действий) вставки автофигур:

1. На панели рисования находим ту фигуру, которая нам нужна.

2. Переводим курсор в документ и при нажатии левой кнопки мыши «растягиваем» объект.

3. Также можно изменить цвет фигуры. На рисунки нажимаем правой кнопкой мыши, выбираем «область» и выбираем цвет, который нам нужен, нажимаем ок.

Записывают тему урока.

Записывают названия основных автофигур у себя в конспектах

Для создания рисунков, схем.

Записывают алгоритм вставки автофигур.

4. Подведения итогов

· Какие граф объекты есть в Open Office. Org. Writer?

· Как показать панель рисования?

· Какие фигуры есть на панели?

Автофигуры, эффектный текст, вставка рис. Из файла

Отвечают по очереди.

6. Информация о домашнем задании

Дома повторить, то, что мы изучали на уроке.

5. Закрепления материала

Слайд 6. Посмотрите на доску. Вам нужно создать примерно такой же рисунак с помошью автофигур, опорным конспектом можно пользоваться. На всю работу минут 8, и я начну проверять. Рассаживаемся за компьютеры и начинаем выполнять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Вставка графических объектов в Open Office. Org. Writer.

Класс: 6-а

Продолжительность: 1х40

Тип урока: комбинированный

Цель урока : познакомить учащихся с правилами вставки графических объектов в Open Office. Org. Writer.

Задачи:

Образовательная: сформировать у учащихся понятие графических объектов текстового процессора, правила вставки автофигур в документ Open Office. Org. Writer и умение работать с автофигурами.

Развивающая: развивать внимательность, воображение, тво спос-и. Уважение к труду дизайнера.

Воспитательная: Эстетическое воспитание. Воспитание культуры поведение на уроке, умение слушать.

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, маркерная доска, презентация.

Лит-ра:

Предварительная подготовка учителя: ИО на доске.

План урока:

  1. Орг. момент (2 мин.)
  2. Проверка знаний (тестирование) (10 мин.)
  3. Изучение нового материала (10 мин.)
  4. Подведение итогов (3 мин.)
  5. Закрепление материала (10 мин.)
  6. Информирования о домашнем задании (3 мин.)

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок информатики проведу у вас я, меня зовут Виктория Алексеевна. Я студентка 4 курса отделения информатики педагогического колледжа, мне нужно провести у вас несколько уроков.

Ребята садятся.

2.Актуализация знаний

Какую последнюю тему вы изучали? Сегодня мы с вами выполним тест по изученным темам «Маркеры и таблицы».

(раздою тест). На выполнения теста вам 7 – 10 минут. Посмотрите на листочки с тестами, в каждом вопросе есть варианты ответов. Обратите внимания на 9 и 11 вопрос. В 9 вопросе нужно провести соответствия, например, 1А 2Б. В 11 нужно словами написать, как называются выделенные места в таблице. Тест выполняем на листочках, которые я вам раздала. Пишем фамилию, имя, класс и подгруппу. Начинаем выполнять. Поднимите руку, кто не понял?

Выполнения теста

3. Изучения нового материала

(раздою опорный конспект каждому на парту, демонстрирую презентацию).

Слайд 1. Запишите тему сегодняшнего урока: «Вставка графических объектов в Open Office. Org. Writer».

Слайд 2. Open Office. Org. Writer имее такие функции, как вставку автофигур, вставку текстовых эффектов и непосредственно вставку рисунков из файла. Сегодня рассмотрим вставку автофигур.

Слайд 3. Для того что бы начать работу с автофигурами нужно вывисти панель рисования на рабочую облость. Для этого заходим «вид», «панель инструментов» и на против «рисования» ставим галочку и панель выносится на рабочую облость.

Слайд 4. Автофигуры находятся на панели рисования. Основные автофигуры это: линия, прямоугольник, эллипс, многоугольник, объект кривых, полилиния, текстовые, дуга окружности, выноски, основные фигуры, когда мы нажимаем на кнопку «основные фигуры», у нас появляются все основные фигуры, которые есть, это например кружок, ромб и т.д., далее находятся фигуры-символы , при нажатии мы так же видим все фигуры и символы, которые здесь отображаются, далее находятся блочные стрелки при нажатии этой кнопки мы также видим все блочные стрелки, которые есть, дальше схемы , так же при нажатии мы видим разновидность схем, далее опять мы видим выноски , но здесь мы сами можем выбрать какую выноску нам надо в отличии от первой кнопки под этим названием, далее идет кнопка звезды , так же при нажатии мы видим разновидность звезд. Вот такие основные автофигуры расположены на панели рисования.

Для чего же предназначены автофигуры? Как вы думаете ребята? Правильно, для создания рисунков, схем.

Слайд 5. Давайте подробней рассмотрим алгоритм (последовательность действий) вставки автофигур:

  1. На панели рисования находим ту фигуру, которая нам нужна.
  2. Переводим курсор в документ и при нажатии левой кнопки мыши «растягиваем» объект.
  3. Также можно изменить цвет фигуры. На рисунки нажимаем правой кнопкой мыши, выбираем « область» и выбираем цвет, который нам нужен, нажимаем ок.

Записывают тему урока.

Записывают названия основных автофигур у себя в конспектах

Для создания рисунков, схем.

Записывают алгоритм вставки автофигур.

4. Подведения итогов

Итак:

  • Какие граф объекты есть в Open Office. Org. Writer?
  • Как показать панель рисования?
  • Какие фигуры есть на панели?

Автофигуры, эффектный текст, вставка рис. Из файла

(Пок.)

Отвечают по очереди.

6. Информация о домашнем задании

Дома повторить, то, что мы изучали на уроке.

5. Закрепления материала

Слайд 6. Посмотрите на доску. Вам нужно создать примерно такой же рисунак с помошью автофигур, опорным конспектом можно пользоваться. На всю работу минут 8, и я начну проверять. Рассаживаемся за компьютеры и начинаем выполнять.


Это довольно привлекательный вариант, как уже говорилось. Он позволяет одновременно работать с текстовой и графической частями документа, как если бы все это создавалось от руки на листе бумаги.

Выбор параметров страницы

Процедура выбора размера и ориентации страницы подробно описана в разделе Подготовка текстовых документов в LibreOffice Writer . В первую очередь они зависят от размеров и сложности создаваемой схемы.

LibreOffice Writer позволяет внедрять структурные схемы любой сложности прямо в текст документа. Единственное ограничение здесь накладывает размер страницы. Поэтому объемные схемы все-таки лучше подготавливать в виде отдельного файла.

Инструменты для работы со схемами

Основными инструментами в данном случае будут те, которые позволяют создавать и изменять графические примитивы. Они расположены на панели инструментов Функции рисования . Включить ее можно двумя способами. Можно просто нажать на кнопку Функции рисования , на иллюстрации она обведена красным кружком. Второе нажатие убирает панель. Или можно включить панель через меню Вид -> Панели инструментов -> Рисование . В любом случае панель появится внизу слева. Сделанная настройка действует до принудительного отключения панели. Это значит, что панель рисования будет появляться при каждом запуске LibreOffice Writer, если она не была отключена.

Панель содержит достаточно инструментов для создания не только структурных схем, но даже для выполнения произвольных рисунков. Здесь есть всевозможные примитивы (прямоугольники, квадраты, трапеции, треугольники, многоугольники, окружности, эллипсы, различные стрелки, звездочки, рожицы и т.п.). Имеются средства для добавления текста, изменения толщины линий и их цвета. Можно изменять геометрию примитивов и применять к ним эффекты. Можно строить прямые и ломаные линии. Есть карандаш для свободного рисования.

Процесс составления схем сводится к выбору нужного элемента и позиционированию его на странице. Для выбора элемента надо нажать на соответствующую ему кнопку. Если элемент является группой, то надо нажать на черный треугольник справа от нужной группы, и уже затем нажать на требуемый элемент. Для установки его на страницу надо "прокатить" курсор при нажатой левой кнопке мыши в любом месте страницы. Квадратики в углах и в середине каждой стороны позволяют менять размер. Перемещение элемента производится простым перетаскиванием его мышью.


Элемент появляется с заливкой, цвет которой в любой момент можно изменить. Это, а также другие свойства элемента настраиваются с помощью частного меню, которое появляется по щелчку на нем правой кнопкой мыши.

Это же меню позволяет скопировать/вставить элемент. Если схема состоит из нескольких одинаковых примитивов, то достаточно настроить размер, цвет, возможно еще какие-то характеристики только одного. Остальные получаются простым копированием, что гарантирует их полную повторяемость. После вставки копии элемент помещается точно на исходный из-за чего может создаваться впечатление, что новый элемент не появился на странице. На самом деле - появился и его надо просто передвинуть.

Для удаления элемента достаточно выделить его щелчком мыши и нажать на клавиатуре клавишу Del .

Для нанесения текста служит инструмент в виде буквы "Т".


Библиотеки готовых элементов

LibreOffice Writer содержит несколько библиотек с изображениями, которые удобно использовать во многих случаях, в том числе и при создании структурных схем. Иногда такие элементы называют значками или стенсилами.

Стенсил - рисунок, выполненный с помощью трафарета, разновидность граффити.

Библиотеки становятся доступны при включенной панели Галерея (соответствующий значок обведен красным кружком на иллюстрации ниже). Требуемый элемент нужно просто перетащить мышкой на страницу с документом.

Существуют библиотеки элементов, которые можно устанавливать в LibreOffice дополнительно. Например, коллекция сетевых и компьютерных элементов Марка Оллермана Gallery of network equipment , которая распространяется как дополнение к LibreOffice. Для установки ее надо скачать, разархивировать, а затем воспользоваться пунктом главного меню Сервис -> Управление расширениями . В окне Управление расширениями надо нажать Добавить и указать путь к скачанной библиотеке. После установки дополнения надо перезапустить LibreOffice.


Библиотека Gallery of network equipment предназначена для создания структурных и логических схем компьютерной тематики. Она содержит около 200 элементов. Изображения имеют современный и приятный вид. Их можно перемещать, масштабировать, поворачивать.

Сохранение документов

Для сохранения структурных схем в LibreOffice Writer нет какого-то специального формата. Это - все то же семейство открытых форматов Open Document Format (ODF), его использование гарантирует нормальное открытие файлов и сейчас, и в будущем. Как и текстовые файлы, схемы должны сохраняться с расширением odt. Все программы, которые строго соблюдают этот стандарт, могут работать с файлами odt. Возможно, что даже некоторые версии Microsoft Word могут правильно отображать схемы. Но во избежании потерь более правильным будет хранить оригиналы в файлах odt и открывать их в LibreOffice. В этом случае не будет проблем, если потребуется внести в схему изменения.

Схемы, созданные в LibreOffice Writer не могут быть сохранены программой в виде графических файлов. Но такая функция есть в редакторе векторной графики LibreOffice Draw. Поэтому, если известно, что потребуется именно рисунок, например, в формате PNG или JPG, то лучше сразу делать схему в LibreOffice Draw или в Inkscape, которые имеют богатые возможности экспорта в графические форматы.

Как и любой документ LibreOffice, схема может быть сохранена в формате PDF. Эта процедура описана в разделе

Пакет LibreOffice позиционируется разработчиками как бесплатный аналог Microsoft Office. Качество создаваемых в LibreOffice Writer текстовых документов ничуть не уступает качеству документов Microsoft Word. А в некоторых случаях возможности LibreOffice Writer даже шире, чем у других текстовых редакторов. Одним из таких случаев является использование инструмента «Стрелки», с помощью которого можно оформить стиль используемых в документе линий-указателей. Только необходимо научиться применять возможности этого инструмента на полную мощность.

Первое знакомство

Запускаем LibreOffice Writer, щелкая по иконке на рабочем столе , и смотрим в левый нижний угол экрана. Обычно там находится меню , которое позволяет создать в текстовом документе объекты из геометрических фигур (в том числе - из линий). Если этих кнопок на месте нет, следует поставить галочку в одном из пунктов главного меню : Вид -> Панели инструментов -> Рисование.

Рис. 1. Вызов меню для рисования в Writer

Рисование в LibreOffice Writer (как и в абсолютном большинстве текстовых редакторов) осуществляется посредством создания векторных объектов (графических примитивов). И все необходимые рисунки и схемы создаются при помощи основных фигур: прямоугольник, эллипс, блочные стрелки, выноски и звезды.


Рис. 2. Меню рисования в Writer. Пункт «Основные фигуры»

Начинаем рисовать. Линии и стрелки

Самый простой объект рисования - линия. В меню Рисование нажимаем на кнопку линия и рисуем ее на экране, просто напросто растягивая ее мышкой от начала до конца. Данный метод довольно прост и доступен самому начинающему пользователю.


Рис. 3. Первая линия

Делаем из линии стрелку

Чтобы из линии сделать стрелку, необходимо найти меню «Свойства рисунка». Обычно оно находится в левом верхнем углу экрана, пониже панели «Стандартная». Но появляется оно там только тогда, когда объект Линия является выделенным. Если этого меню на месте нет, то выполняем команду Вид -> Панели инструментов -> Свойства рисунка.

Сейчас в этом меню нас интересует кнопка «Стиль стрелок».


Рис. 4. Кнопка Стиль стрелок в меню «Свойства рисунка»

Именно там есть все необходимое для того, чтобы создать всевозможные стрелки. Нажимаем на кнопку и видим выпадающее меню, где представлены все стили стрелок.


Рис. 5. Выбираем нужный стиль стрелок

Здесь есть одна проблема , на которой необходимо остановиться чуть-чуть поподробнее.

Первая мысль, что левая кнопка в меню отвечает за стиль левого конца отрезка, а правая кнопка - за стиль правого, на проверку оказывается ошибочной. На самом деле левая кнопка определяет стиль отрезка, а правая - его. И с первого раза может не получиться сделать так, чтобы стрелка «смотрела» именно туда, куда надо.

В том же меню «Свойства рисунка» есть кнопки, с помощью которых можно установить нужные цвет и толщину стрелки; можно переместить стрелки на передний/задний план; можно изменить привязку стрелки (к страницу, к абзацу, к символу). Одним словом, можно добиться того, чтобы стрелка выглядела в документе именно так, как это необходимо (см. рисунок).


Рис. 6. Образцы полученных стрелок

Делаем подписи на стрелках

LibreOffice Writer позволяет привязывать надписи к каждой из созданных стрелок. Такие надписи будут перемещаться вместе со стрелкой, если вы будете изменять ее положение.

Привязать надпись к стрелке можно просто щелкнув в нее мышкой так, чтобы в середине стрелки появился мигающий курсор. И тогда можно набрать любой текст на клавиатуре.


Рис. 7. Надписи на стрелках

Если есть необходимость сделать так, чтобы подпись находилась «под стрелкой» (см. четвертая стрелка на рисунке № 7), то, прежде чем начать набирать текст, необходимо один раз нажать клавишу Enter , вставив пустую строчку.

Если же надпись получилась вверх ногами (третья стрелка на рисунке), то можно поставить ее нормально, поменяв местами начало отрезка и его конец.

Добавляем спецэффекты

Кроме всего вышеизложенного LibreOffice Writer позволяет для каждой стрелки устанавливать нехитрые эффекты, которые должны привлечь внимание читателя к нужной информации .

Нажимая правой кнопкой мышки по выбранной стрелке, выбираем в контекстном меню пункт: Текст .

И в появившемся окошке выбираем закладку: Анимация текста .


Рис. 8. Создаем спецэффекты

Есть возможность установить один из четырех динамичных эффектов (жаль, что невозможно сделать для них скриншот). Они выглядят довольно необычно, и далеко не в каждом текстовом редакторе есть подобные инструменты.

Итог

Стрелки в программе LibreOffice Writer - действительно мощный инструмент, использование которого поможет красиво оформить текстовый документ.


Администрация сайта сайт выражает благодарность автору Ивану Краснову за подготовку материала.

OpenOffice.org Draw. Это достаточно простой и в то же время функциональный векторный графический редактор, являющийся частью пакета OpenOffice.org. К несомненным достоинствам этого редактора следует отнести удобный интерфейс, единый для всех офисных приложений и,

как следствие, привычный пользователю. Редактор может использоваться для построения схем, диаграмм, создания иллюстраций, в школьном курсе как база для изучения векторной графики.

1. Введение в OpenOffice.org Draw

OpenOffice.org Draw является векторным графическим редактором. OpenOffice.org Draw позволяет создавать рисунки различной сложности и экспортировать их с использованием нескольких общепринятых форматов изображений. Кроме того, можно вставлять в рисунки таблицы, диаграммы, формулы и другие элементы, созданные в программах OpenOffice.org. Данное приложение очень удобно использовать для создания блок-схем, диаграмм и чертежей. Объекты векторной графики создаются в OpenOffice.org Draw с использованием линий и кривых, определенных с помощью математических векторов. Векторы описывают линии, эллипсы и многоугольники в соответствии с их геометрией.

Приложение OpenOffice.org Draw является частью пакета OpenOffice.org, имеет привычный пользователю интерфейс, единый для всех программ офисного пакета, что облегчает освоение приемов работы с редактором.

С помощью OpenOffice.org Draw можно создавать простые объемные объекты, например кубы, сферы и цилиндры, и даже изменять освещение объектов.

Запуск программы можно осуществить несколькими способами. Если используется дистрибутив Линукс Мастер , для запуска программы нужно в меню Пуск выбрать раздел Офис и в нем выбрать Векторная графика (OpenOffice.org Draw) . Следует учесть, что если используется другой дистрибутив, или дистрибутив Линукс Ма-

стер

настроен по-другому, запуск программы может осуществляться иначе.

Для сохранения работы нужно в меню

Файл выбрать пункт Сохранить как . По умолчанию программа предлагает сохранить работу в формате odg .

Программа OpenOffice.org Draw позволяет экспортировать файлы в различных графических форматах, например BMP, GIF, JPG и PNG.

2. Интерфейс программы

Как уже упоминалось ранее, приложение OpenOffice.org Draw имеет стандартный для офисного пакета интерфейс.

Чтобы использовать команды меню, необходимо выбрать окно, содержащее документ, с которым будет выполняться работа. Подобным образом необходимо выделить объект в документе, чтобы использовать команды меню, связанные с объектом. Эти меню зависимы от контекста. То есть доступными будут те пункты меню, которые связаны с работой, выполняемой в текущий момент. Если курсор установлен на тексте, будут доступны все пункты меню, необходимые для редактирования текста. Если выделен графический объект в документе, будут доступны все пункты меню, которые можно использовать для редактирования графических объектов.

Файл.

Это меню содержит общие команды для работы с документами OpenOffice.org Draw, например команды "Открыть", "Закрыть" и "Печать". Чтобы выйти из программы, выберите команду Выход .

Правка. Команды этого меню позволяют редактировать документы (например, выполнять операции копирования и вставки).
Вид. Определяет свойства отображения документов.
Вставить. Команды, содержащиеся в этом меню, используются для вставки элементов в документы Draw, например графических объектов и направляющих линий.
Формат. В этом меню содержатся команды для форматирования разметки и содержимого документа.
Сервис. В этом меню собраны инструменты OpenOffice.org Draw, а также языковые и системные параметры настройки.
Изменить . Содержит команды для работы с объектами в документах.
Окно. Содержит команды для управления окнами документов и их отображения.
Справка.

Меню позволяет запускать систему справки OpenOffice.org и управлять ею.

Панель Рисование содержит основные инструменты для рисования.

Выделение.

Позволяет выделять объекты в текущем документе .

Прямоугольник.

Позволяет рисовать прямоугольник с заливкой путем перетаскивания указателя мыши в текущем документе.Щелкните мышью в том месте, где будет находиться угол прямоугольника, и растяните его до нужного размера. Чтобы нарисовать квадрат, при перетаскивании удерживайте нажатой клавишу SHIFT .

Эллипс.

Позволяет рисовать овал с заливкой путем перетаскивания указателя мыши в текущем документе. Щелкните мышью в том месте, где следует нарисовать овал, и растяните его до нужного размера. Чтобы нарисовать круг, при перетаскивании удерживайте нажатой клавишу SHIFT .
екст. Создает текстовое поле в месте текущего документа, отмеченном щелчком мышью или перетаскиванием ее указателя. Щелкните в любом месте документа и введите или скопируйте текст.
бъект кривых. Значок Объект кривых на панели инструментов рисования позволяет открыть панель инструментов Линии , с помощью которой можно добавлять в слайд линии и фигуры.

Соединительные линии.

Открыв панель инструментов Соединительные линии, можно добавлять в слайд соединительные линии объектов. Соединительная линия связывает объекты друг с другом и остается прикрепленной к ним даже при перемещении объектов. При копировании объекта, имеющего соединительную линию, она копируется вместе с объектом.

Существуют четыре типа соединительных линий:

стандартная (с поворотами на 90 градусов); подогнутая (из двух звеньев); прямая; сглаженная.

Основные фигуры.

Основные фигуры

Фигуры символов.

Открытие панели инструментов Фигуры символов , которая позволяет вставлять в документ графические объекты.

Блочные стрелки.

Открытие панели инструментов Блочные стрелки , которая позволяет вставлять в документ графические объекты.

Блок-схемы.

Открытие панели инструментов Блок-схемы , которая позволяет вставлять в документ графические объекты.

Выноска.

Открытие панели инструментов Выноска , которая позволяет вставлять в документ графические объекты.
Звезды. Открывает панель инструментов Звезды , которая позволяет вставлять в документ графические объекты.

Изменение геометрии.

Позволяет изменять точки на рисунке.
Точки соединения. Позволяет изменять точки соединения на рисунке в кривую. Выбранный объект преобразуется в кривую Безье.

Выравнивание.

Изменение выравнивания выделенных объектов.

Расположить.

Изменение порядка размещения выбранного объекта.
Из файла. Вставка графического объекта в текущий документ.
Галерея. Позволяет вставить изображение из галереи.
Галерея текстовых эффектов. Позволяет добавить к изображению фигурный текст.

Чтобы добавить или удалить какую-либо панель, нужно выбрать пункт Панели инструментов в меню Вид . По умолчанию пользователю предлагается использовать лист формата А4 в книжной ориентации. Для того чтобы изменить исходные параметры страницы, нужно в меню Формат выбрать пункт Страница.

3. Объекты и работа с ними

3.1. Контуры и заливка объектов

3.1.1. Заливка цветом

Для создания объектов используется панель Рисование , подробно описанная в предыдущей главе.

Каждый объект имеет контур и заливку. Простейшее редактирование контуров и заливок доступно с панели Линии и заливка.

Объект может иметь четыре разных типа заливки (цвет, градиент, штриховка, растровая текстура) или вовсе не иметь заливки.

Для того чтобы применить к объекту сплошную заливку цветом, нужно выбрать из выпадающего списка на панели инструментов вариант Цвет , а из соседнего выпадающего списка нужный вариант из готового набора цветов.

При желании пользователь может составить собственный цвет и добавить его в таблицу цветов.

Чтобы определить дополнительный цвет:

    Выберите команду Формат - Область и откройте вкладку Цвета . Будет отображена таблица стандартных цветов. (Изменения цветовой таблицы становятся постоянными и сохраняются автоматически).

    Щелкните цвет в таблице, похожий на тот, который нужно получить. Цвет отображается в верхнем поле просмотра в правой части таблицы.

    Выберите цветовую модель RGB или CMYK в поле, расположенном под полями просмотра.В цветовой модели RGB для создания цветов на экране компьютера смешиваются красный, зеленый и синий цвета. В этой модели цветовые компоненты RGB складываются и могут иметь значения от 0 (черный) до 255 (белый). В цветовой модели CMYK, используемой при создании цветов для печати, соединены бирюзовый (C), светлопурпурный (M), желтый (Y) и черный (K) цвета. Четыре цвета в модели CMYK вычитаются и определяются в процентах. Черный соответствует 100 %, а белый - 0 %. Введите числовые значения в полях рядом с цветовыми компонентами. Новый цвет появляется в поле просмотра, расположенном непосредственно над полем цветовой модели. Цвет может быть создан с помощью цветового спектра. Нажмите кнопку Правка , чтобы открыть диалоговое окно Цвет . Выберите цвет и нажмите кнопку OK . Поля Оттенок , Сочность и Яркость позволяют скорректировать выбранный цвет.

Выполните одно из следующих действий:

    Чтобы заменить цвет в таблице стандартных цветов, на основе которой создан дополнительный цвет, нажмите кнопку Изменить .

    Чтобы добавить цвет в таблицу стандартных цветов, введите его название в текстовом поле Имя и нажмите кнопку Добавить .

3.1.2 Градиентная заливка

Для того чтобы применить к объекту градиентную заливку, нужно выбрать из выпадающего списка на панели инструментов вариант Градиент , а из соседнего выпадающего списка нужный вариант из готового набора шаблонов.

Разрешается создавать собственные и изменять существующие градиенты, а также сохранять и загружать список файлов градиентов.

Создание пользовательского градиента

    Выберите команду Формат - Область и откройте вкладку Градиенты.

    Выберите из списка градиент, который будет использоваться в качестве основы для нового градиента, и нажмите кнопку Добавить.

    Введите имя градиента в текстовое поле и нажмите кнопку ОК . Имя появится в конце списка градиентов и будет выделено для изменения.)

    Задайте свойства градиента и нажмите кнопку Изменить , чтобы сохранить градиент.

    Нажмите кнопку ОК .

Изменение свойств градиента, а также прозрачности рисованного объекта можно выполнять с помощью мыши.

3.1.3. Заливка штриховкой

Для того чтобы применить к объекту заливку штриховкой, нужно выбрать из выпадающего списка на панели инструментов вариант Штриховка , а из соседнего выпадающего списка нужный вариант из готового набора шаблонов

3.1.4. Заливка растровой текстурой

Для того чтобы применить к объекту заливку растровой текстурой, нужно выбрать из выпадающего списка на панели инструментов вариант Растровое изображение , а из соседнего выпадающего списка нужный вариант из готового набора шаблонов

У пользователя есть возможность добавлять собственные растровые изображения в список текстур для дальнейшего использования их в качестве заливок объектов.

3.1.5. Изменение контура объекта

У контура объекта можно изменить стиль, толщину и цвет. Для этого используются окна с выпадающими списками на панели инструментов

3.2. Группировка объектов

Можно объединить несколько объектов в группу, чтобы они действовали как один объект. Все объекты в группе можно перемещать и преобразовывать как один объект. Кроме того, возможно изменение свойств (например, размера линии, цвета заливки) всех объектов в группе как в целом, так и по отдельности. Группы могут быть временными или назначенными. Временная группа действует до тех пор, пока все объединенные в группу объекты выделены. Назначенная группа сохраняется до тех пор, пока не будет разгруппирована с помощью команды меню. Группы также можно группировать в другие группы. Действия, применяемые к группе, не оказывают влияния на взаиморасположение отдельных объектов в группе.

3.2.1. Группировка объектов

Для того, чтобы сгруппировать несколько объектов, выделите объекты, которые требуется сгруппировать, и выберите команду Изменить - Сгруппировать . Например, можно сгруппировать все фрагменты сложенного паззла, чтобы переместить и изменить его размер как одного объекта. После выполнения группировки объектов при выделении какой-либо части группы будет выделена вся группа

3.2.2. Выделение объектов в группе

Отдельные объекты в группе выделяются при вводе этой группы. Дважды щелкните группу, чтобы ввести ее, и щелкните объект, чтобы выделить его. Кроме того, в этом режиме можно добавлять объекты в группу или удалять их из группы. Объекты, не входящие в группу, окрашены серым цветом. Чтобы изменить группу, дважды щелкните в любом месте внутри этой группы.

3.3. Объединение фигур

Объединенные графические объекты действуют как сгруппированные, за исключением того, что нельзя войти в группу для изменения отдельных объектов

Чтобы комбинировать двумерные объекты, выполните следующие действия:

    выберите несколько двумерных объектов;

    выберите команду Изменить - Объединить .

В отличие от групп комбинированные объекты принимают свойства самого нижнего объекта в порядке размещения. При разделении объединенных объектов свойства исходных объектов не сохраняются. В местах перекрывания объектов при их объединении появляются пустые пространства. На рисунке представлены объекты до объединения (слева) и после объединения (справа).

3.4. Построение фигур

При построении фигур можно воспользоваться командами

Фигуры - Объединить , Вычесть и Пересечь и применить их к нескольким объектам.

Построенные фигуры принимают свойства самого нижнего объекта в порядке размещения.

Чтобы построить фигуру:

    Выберите несколько двумерных объектов.

    Откройте меню Изменить - Фигуры и выберите один из следующих параметров:

Объединить Вычесть Пересечь .

Так же можно воспользоваться контекстным меню

3.5. Расположение объектов

Каждый объект, размещаемый в документе, последовательно располагается сверху предыдущего объекта. Чтобы изменить порядок размещения выделенного объекта, выполните следующие действия:

    Выделите нужный объект.

    Выберите команду Изменить - Расположить , чтобы вызвать соответствующее меню и выбрать один из вариантов размещения.

На передний план

. Помещает объект поверх всех остальных.

Переместить вперед

. Перемещает объект на одно место вперед в ряду остальных.

Переместить назад

. Перемещает объект на одно место назад в ряду остальных.

На задний план

. Помещает объект позади всех остальных.

За объектом

. Размещает объект за указанным объектом.

Расположение одного объекта за другим

    Щелкните объект, который нужно переместить.

    Выберите команду

Изменить - Расположить и в открывшемся меню выберите команду За объектом . Указатель мыши принимает форму руки.

Щелкните объект, позади которого следует разместить выбранный объект.

Изменение взаимного расположения двух объектов

    Выделите оба объекта, щелкнув их при нажатой клавише SHIFT .

    Выберите команду Изменить - Расположить и в открывшемся меню выберите команду Обратный порядок .

Для выполнения этих операций можно также воспользоваться контекстным меню

3.6. Дублирование объектов

Дублирование объектов позволяет создавать любое количество копий какого-либо объекта, идентичных или отличающихся расположением, размером, ориентацией и цветом.

В следующем примере путем дублирования одного изображения создается 10 одинаковых изображений. Попробуйте выполнить самостоятельно следующие действия.

    Нарисуйте вишенки, используя инструмент эллипс , радиальную градиентную заливку - для вишенок, инструмент эллипс , заливку цветом и поворот - для листка, инструмент по лилиния - для рисования ветки. Сгруппируйте объекты. Уменьшите готовое изображение до нужного размера.

    Выделите изображение вишенок и выберите команду Правка - Дублировать .

    Введите в поле Число копий значение 10.

    Нажмите кнопку OK , чтобы создать дубликаты. Теперь вы можете при помощи мыши расположить дубликаты произвольным образом


3.7. Выравнивание и распределение объектов

3.7.1. Выравнивание объектов

Функция Выравнивание позволяет выравнивать объекты по отношению друг к другу или к странице. Рассмотрим выравнивание объектов на примере созданных ранее дублированных объектов. (Имеется 10 одинаковых изображений вишенок, произвольным об-

разом располагающихся на холсте).

    Выделите все нужные объекты, т. е. все те объекты, которые вы хотите выровнять.

    Откройте меню Изменить - Выравнивание и выберите один из параметров выравнивания. Так как в нашем случае объекты имеют одинаковую высоту, выстроить их в ряд можно любым из трех возможных способов - выровнять сверху, снизу или по центру. Так же для выполнения этих операций можно воспользоваться контекстным меню


3.7.2. Распределение объектов

Если выбрано более двух объектов, можно воспользоваться командой Распределение , чтобы поровну распределить вертикальное и горизонтальное пространство между объектами. В примере, рассмотренном выше, вишенки выровнены по верху, но находятся на разном расстоянии друг от друга. Попробуем расположить их через равные интервалы. Для этого выполните действия, описанные ниже.

    Выделите все объекты, которые нужно распределить.

    Выберите команду Изменить - Распределение .

    Выберите параметры распределения по вертикали и по горизонтали и нажмите кнопку ОК .

В нашем случае нужно выбрать горизонтальное распределение через интервал.

Выделенные объекты будут равномерно распределены по горизонтали. Два крайних объекта служат контрольными точками и не перемещаются при применении команды Распределение .

Сгруппируйте полученные объекты, чтобы они оставались зафиксированными в нужном положении друг относительно друга. (Важно! Ни в коем случае не группируйте объекты до распределения. В этом случае выполнить распределение просто не удастся.)

Создайте прямоугольник произвольного цвета и поместите его на задний план. Выделите группу вишенок и прямоугольник и выровняйте указанным выше способом сначала по центру вертикально, потом по центру горизонтально. Сгруппируйте все объекты. Результат представлен на рисунке.


3.8. Изменение контура объекта

Контуры готового объекта можно изменить. Для этого объект предварительно должен быть преобразован в кривую

Для того, чтобы редактировать контур объекта, преобразованного в кривую, нужно выбрать значок Изменение геометрии на панели Рисование . Можно изменять контур, потянув за маркер на контуре (узел). Имеется возможность создавать новые узлы на контуре.

4. Создание блок-схем в DRAW

4.1. Рисование функциональной схемы некоторого процесса

Используя инструмент Прямоугольник на панели Рисование, рисуем функциональный блок требуемого размера. Задаем толщину линий (0,05 см) и заливку (серый). Отметив пункт Формат-Положение и размер-Размер (или нажав F4 ), защищаем блок от изменения.

Кликнув два раза на блоке, вводим внутрь блока нужный текст. Опциями шрифта (Формат-Символы-Кегль и Масштаб по ширине) подгоняем текст под размер блока. Используя метод Копировать-Вставить , размещаем оставшиеся блоки


После того, как нужное количество блоков создано, расположим их на листе нужным образом. Для этого удобно использовать инструменты выравнивания. (Открыть меню Изменить - Выравнивание и выбрать нужный параметр выравнивания).

В примере, приведенном на рисунке ниже, блоки действие 1 , действие 2 и действие 3 выровнены по верху, затем блоки действие 3 , действие 4 и действие 5 выровнены по правому краю, и блоки действие 5 и действие 6 – по нижнему краю.

Теперь необходимо соединить блоки при помощи соединительных линий . Разные виды соединительных линий можно выбрать из выпадающего меню на панели рисование .

После того, как будет выбран нужный инструмент, курсор изменит внешний вид, а блоки, при наведении на них курсора, будут содержать точки на контурах, к которым можно прикреплять линию соединения. При необходимости можно добавить к стандартным точкам и другие точки соединения.

4.2. Создание блок-схемы программы

Для того, чтобы создать блок-схему алгоритма или программы, нужно, на первом этапе, создать нужные блоки, выбрав их из выпадающего меню блок-схемы на панели рисование . Расположим блоки на листе нужным образом. (Для этого удобно использовать выравнивание). Установим для блоков толщину линии 0,05 см и удалим заливку. Соединим приготовленные блоки соединительными линиями со стрелками, выбрав нужный инструмент из выпадающего меню на па нели рисование. Выполнив двойной щелчок на блоке, введем внутрь блока нужный текст.




4.3. Построение структурной схемы

Создание структурной схемы начинаем с построения дерева подсистем первого уровня. Для этого, используя инструмент Прямоугольник , размещаем на схеме один большой блок и один поменьше. Задаем толщину линий 0,05 см и цвет заливки – белый. Копируем и размещаем требуемое количество блоков. Располагаем блоки нужным образом, используя инструменты Выравнивание и Распределение из меню Изменить .

Помещаем текст в блоки. Аналогично размещаем прямоугольники поменьше. Соединяем их друг с другом по боковым сторонам и с блоками первого уровня