Станционный диспетчер. Гроссмейстер маневровой работы Основные обязанности диспетчера

УТВЕРЖДАЮ

Управляющий директор Управления развития квалификаций

Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей»

Ю. В. Смирнова

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

маневрового диспетчера

Подразделения «Железнодорожные технологии»

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность маневрового диспетчера подразделения «Железнодорожные технологии» (далее - Маневровый диспетчер) Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (далее Учреждение).

1.2. На должность маневрового диспетчера назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:

  • Высшее образование - специалитет;
  • Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена;
  • с опытом практической работы:

  • Не менее одного года в организации или подразделении по эксплуатации железнодорожного транспорта при высшем образовании;
  • Не менее трех лет в организации или подразделении по эксплуатации железнодорожного транспорта при среднем профессиональном образовании;
  • Особые условия допуска к работе маневрового диспетчера:

  • Прохождение стажировки, обучения и инструктажа по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; проверка знаний требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности;
  • Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • 1.3. Маневровый диспетчер должен знать:

  • Правила и технические условия погрузки;
  • Схемы железнодорожных станций, технико-распорядительный акт и технологический процесс работы станции в объеме, необходимом для железнодорожного транспортного обслуживания структурных подразделений организации;
  • Внутрипроизводственные регламенты, нормативные акты и документы, регулирующие технологические аспекты функционирования цехов и производственных участков организации;
  • Схемы железнодорожных станций, технико-распорядительный акт и технологический процесс работы станции;
  • Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации в объеме, необходимом для железнодорожного транспортного обслуживания структурных подразделений организации;
  • Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования;
  • Установленные формы и правила оформления документов на грузы;
  • Специализированное программное обеспечение рабочего места специалиста по эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта в объеме, необходимом для выполнения работ по железнодорожному транспортному обслуживанию структурных подразделений организации;
  • Устройство оборудования грузовых вагонов, правила их эксплуатации в объеме, необходимом для выполнения работ;
  • Требования охраны труда, промышленной, экологической и пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного транспорта промышленной организации;
  • Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
  • Производственная и организационная структура промышленной организации;
  • План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте промышленной организации;
  • Правила и технические условия погрузки в объеме, необходимом для выполнения работ;
  • Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации в объеме, необходимом для железнодорожного транспортного обслуживания структурных подразделений организации;
  • 1.4. Маневровый диспетчер должен уметь:

  • Использовать информационные средства и технологии для составления планов погрузки, выгрузки, перевалки, переработки грузов на грузовых фронтах промышленной организации;
  • Оценивать эффективность функционирования транспортного сообщения между цехами и производственными участками организации;
  • Пользоваться средствами связи для обеспечения организационных и технических мер по транспортному обслуживанию цехов и производственных участков промышленной организации;
  • Анализировать эксплуатационные показатели внутрипроизводственного транспортного обслуживания;
  • Выявлять причины нарушений внутрипроизводственных транспортных процессов в части подачи и уборки вагонов, погрузочных работ, формирования и расформирования составов;
  • Читать и разрабатывать графики движения поездов промышленной организации;
  • Пользоваться средствами связи, специализированным программным обеспечением для обеспечения транспортного обслуживания цехов и производственных участков промышленной организации;
  • Использовать информационные средства и технологии для организации подачи вагонов на грузовые фронты, технологические пути и производственные участки и уборки вагонов с грузовых фронтов, технологических путей и производственных участков промышленной организации;
  • Применять специализированное программное обеспечение рабочего места специалиста по эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта;
  • Читать и разрабатывать графики исполненной работы;
  • 1.5. Маневровый диспетчер назначается на должность и освобождается от должности приказом управляющего директора управления развития квалификаций Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    1.6. Маневровый диспетчер подчиняется управляющему директору управлению развитию квалификациям Учреждения и начальнику подразделения «Железнодорожные технологии»

    2. Трудовые функции

  • 2.1. Организация работы персонала по железнодорожному транспортному обслуживанию структурных подразделений организации.
  • 2.2. Обеспечение организационных и технических мер по железнодорожному транспортному обслуживанию структурных подразделений организации.
  • 3. Должностные обязанности

  • 3.1. Оценка выполненной работы персоналом, участвующим в транспортном обслуживании цехов и производственных участков промышленной организации.
  • 3.2. Анализ графиков исполненной работы.
  • 3.3. Контроль выполнения планов грузовой работы.
  • 3.4. Составление планов грузовой работы на смену и сутки.
  • 3.5. Планирование маневровой работой.
  • 3.6. Планирование и обеспечение перемещений вагонов, локомотивов, поездов, подъемно-транспортных машин между цехами и производственными участками организации.
  • 3.7. Организация внутрицеховых перевозок промышленной организации.
  • 3.8. Контроль соблюдения нормативов времени простоя вагонов под накоплением на путях.
  • 3.9. Планирование работ по расформированию и формированию составов.
  • 3.10. Ведение учетной документации по организации внутрипроизводственного движения вагонов.
  • 3.11. Составление графика исполненной работы.
  • 3.12. Разработка сменно-суточного плана грузовой работы и подачи вагонов на грузовые фронты и уборки вагонов с грузовых фронтов организации в соответствии с планом погрузки и производственным планом графиком организации.
  • 3.13. Разработка мер по соблюдению графика подачи вагонов на грузовые фронты и уборки вагонов с грузовых фронтов организации и сокращению простоя вагонов.
  • 3.14. Анализ выполнения плана грузовой работы и подачи вагонов на грузовые фронты и уборки вагонов с грузовых фронтов организации в соответствии с планом погрузки и производственным планом графиком организации.
  • 3.15. Организация подачи вагонов на грузовые фронты, технологические пути и производственные участки и уборки вагонов с грузовых фронтов, технологических путей и производственных участков промышленной организации.
  • 3.16. Организация подачи выгонов на выставочные пути, уборки вагонов с выставочных путей и передачи вагонов из грузового парка промышленной организации.
  • 4. Права

    Маневровый диспетчер имеет право:

    4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности маневрового диспетчера.

    4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

    4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию маневрового диспетчера.

    4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

    4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

    4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

    4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

    4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.

    5. Ответственность

    Маневровый диспетчер несет ответственность за:

    5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.

    5.2. Невыполнение распоряжений и поручений управляющего директора управления развития квалификаций Учреждения.

    5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.

    5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.

    5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

    5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    За вышеперечисленные нарушения маневровый диспетчер может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

    Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист по эксплуатации железнодорожного транспорта в горнорудной и металлургической промышленности» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 февраля 2017 г. № 121н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

    Начальник станции руководит работой станции и несет полную от­ветственность за выполнение показателей работы станции и уста­новленных заданий. Грузовыми и коммерческими операциями ру­ководит заместитель начальника станции по грузовой и коммер­ческой работе (ДСЗМ или ДСМ). Непосредственно на местах общего пользования работой руководят начальники (заведующие) грузо­вых районов (дворов). При небольших объемах работы на местах необщего пользования эту работу выполняют старшие приемосдат­чики . При значительных объемах работы на местах необщего пользования может вводиться должность заместителя начальника станции по подъездным путям .

    На крупных (внеклассных) грузовых станциях имеется главный инженер (ДСГ) , в обязанности которого входят разработка, обнов­ление и внедрение технологического процесса, разработка и реали­зация мероприятий по обеспечению безопасности движения, охра­не труда и технике безопасности работников. Он отвечает за рацио­нальное использование технических средств и устройств, проводит анализ работы станции. При отсутствии должности главного инже­нера его функции выполняет заместитель начальника станции.

    Руководство оперативной работой станции возлагается на замес­тителя начальника станции по оперативной работе (ДСЗД) . Он осу­ществляет контроль за выполнением суточных и сменных планов, соблюдением технологического процесса, обеспечением безопасно­сти движения. Непосредственное руководство оперативной работой осуществляют сменные работники: ДСЦ, сменный инженер по гру­зовой и коммерческой работе, дежурный по станции (ДСП) . Каждый из них выполняет обя­занности в соответствии с должностными инструкциями.

    ДСЦ - диспетчер маневровый (в обиходе маневровый диспетчер), управляет всей работой по выполнению сменного плана гру­зовой станции. Заступая на дежурство, он знакомится с оперативными приказами, суточным планом погрузки и выгрузки грузов, изу­чает заявки грузоотправителей на отправление груза, положение ва­гонного парка на станции, подъездных путях и подходах к станции. В начале смены ДСЦ доводит план работы до исполнителей, а в про­цессе дежурства корректирует его по четырехчасовым периодам в зависимости от оперативной обстановки на станции.

    На протяжении своего дежурства ДСЦ ведет график исполненной работы (ГИР) , необходимый для оперативного планирования и руководства маневровой, грузо­вой и поездной работой, качественного анализа работы за смену, где фиксируется занятие путей по грузовым пунктам, ход погрузки и выгрузки, время подачи и уборки вагонов, число вагонов, ожидаю­щих погрузку или выгрузку.

    Грузовой оператор - ведет оперативный учет сортировки грузов на сортировочной платформе, работы контейнерного пункта и авто­транспорта по завозу и вывозу груза, номерной учет наличия и рас­положения местных вагонов.

    Наблюдение за ходом погрузки-выгрузки вагонов осуществляет приемосдатчик , используя переносной терминал для связи с манев­ровым диспетчером, грузоотправителями , грузополучателями и то­варной конторой.

    В процессе диспетчерского руководства используется информа­ция о подходе поездов и грузов, ходе выполнения грузовых опера­ций, наличии, назначении и расположении вагонов на станционных путях, погрузочно-разгрузочных фронтах и подъездных путях и др.

    Рабочие места ДСЦ и сменного инженера (старшего техника) по грузовой и коммерческой работе оборудуют необходимыми средства­ми связи, информационными табло, установками промышленного телевидения, компьютерной техникой.

    Сменный инженер (старший техник) по грузовой и коммерчес­кой работе обеспечивает выполнение сменного плана грузовой ра­боты на местах общего пользования, осуществляет текущее плани­рование, учет наличия свободных мест на складах и оперативный контроль за выполнением плана погрузки-выгрузки и сортировки мелких отправок на местах общего пользования. Он согласовывает план работы с ДСЦ, начальником производственного участка меха­низированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ (МЧ) и диспетчером автопредприятия, а также осуществляет контроль за своевременной подготовкой к погрузке, подачей, расстановкой и уборкой вагонов с грузовых фронтов мест общего пользования, ве­дет оперативный учет грузовой работы.

    Дежурный по станции (ДСП) - осуществляет непосредственное руководство приемом, рас­формированием, формированием и отправлением поездов, контроль за коммерческим и техническим осмотром составов.

    Начальник Агентства фирменного транспортного обслуживания (АФТО) - осуществляет контроль за выполнением плана погрузки и выгрузки грузов, оформлением грузовых перевозочных документов, расчетами с грузоотправителями и грузополучателями, ведением ус­тановленных форм учета и отчетности.

    Начальник грузового района, - обеспечивает выполнение планов погрузки по грузовой работе на местах общего пользования и подъез­дных путях, осуществляет контроль за своевременной подачей и рас­становкой вагонов на грузовых фронтах, организует выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

    Эффективность оперативного управления и взаимодействия всех подразделений грузовой станции во многом зависит от средств пе­редачи информации, которые составляют органичную часть техно­логии работы станции.

    Помимо уже упомянутых видов связи, на грузовых станциях ис­пользуется система «Строп», которая обеспечивает взаимный вызов и ведение переговоров между приемосдатчиками, машинистами кра­нов, старшим приемосдатчиком, работниками контрольно-пропуск­ного пункта и автомобильным диспетчером.

    ДСЦ руководит единой сменой станции, состоящей из работни­ков служб перевозок, грузовой и коммерческой работы, локомотив­ной, вагонной, сигнализации и связи, подъездных путей, портов и автомобильного транспорта. Организация единой смены позволяет обеспечить слаженность в работе грузовой станции, выполнение го­сударственных заказов и договорных обязательств. В непосредствен­ном подчинении ДСЦ находятся составители поездов, машинисты маневровых локомотивов, коммерческий агент.

    В зависимости от местных условий и объема работы распределе­ние обязанностей между ДСЦ, сменным инженером по грузовой и коммерческой работе и ДСП может изменяться. В частности, при отсутствии на станции сменного инженера его обязанности выпол­няет ДСЦ, а если нет должности ДСЦ, руководство маневровой и грузовой работой на станции осуществляет ДСП.

    В процессе управления грузовой работой большое значение име­ет информационное взаимодействие с клиентурой, которое выпол­няется на договорной основе. Предварительная грузовая информа­ция грузополучателям передается по телетайпу или телефону в соот­ветствии с заключенными договорами.

    Диспетчер маневровый железнодорожной станции  

    Поступающие в ТК или ИЦ промышленной станции телеграммы- натурные листы различаются в соответствии с пунктами выгрузки. По каждому составу накапливаются данные о количестве вагонов в группах на каждый грузовой пункт , затем передаются маневровому диспетчеру для использования их при планировании работы станции.  

    При небольших размерах поездных и маневровых передвижений, а также на подъездных путях, оборудованных устройствами телеуправления стрелками и сигналами с маневровых локомотивов диспетчер выполняет также функции дежурного по станции. Для оперативного руководства работой смены диспетчер должен иметь необходимую и своевременную информацию, хорошую связь со всеми объектами и различные справочные материалы.  

    Во время дежурства диспетчер ведет график исполненного движения, на котором отражаются все поездные и маневровые работы , загрузка технических средств и грузовых пунктов , занятие путевого развития в каждый период времени, контроль за вагонным и локомотивным парком, контактные технологические перевозки. График исполненного движения позволяет анализировать работу смены и качество диспетчерского руководства.  

    В соответствии со сменными планами и с учетом сложившейся обстановки диспетчер составляет планы -задания станциям и грузовым пунктам на каждые 3-4 ч, которые затем сообщает дежурным по станциям, выдающим наряды-задания работникам, ответственным за выполнение отдельных операций. На предприятиях, где нет промышленных станций, наряды составителям на выполнение маневровой работы выдает диспетчер железнодорожного цеха.  

    Координация деятельности всех подразделений станции, составление и обеспечение планов работы станции , обеспечение выполнения поездной, маневровой и грузовой работы на ней возлагаются на станционного диспетчера.  

    Наиболее удобными для станционной, маневровой и распорядительной связи являются кнопочные коммутаторы типа КСС, позволяющие диспетчеру осуществлять циркулярный вызов, контролируя при этом ответы вызываемых пунктов.  

    Работа локомотивных бригад оценивается по выполнению месячной производительности труда , а также уровня экономии топлива и электроэнергии. Оценка результатов работы локомотивных бригад, занятых на маневровой работе и входящих в состав комплексных бригад станций, производится по итогам работы хозрасчетных смен маневрового диспетчера сортировочных и грузовых станций.  

    Маневры на станционных путях должны производиться по распоряжению только одного работника -дежурного по станции, дежурного по сортировочной горке или парку, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией , - дежурного поездного диспетчера . Движением маневрового локомотива на станциях руководит составитель поездов , а на сортировочных горках - дежурный по горке.  

    Оператор при дежурном по станция Оператор при маневровом диспетчере железнодорожной станции  

    Характеристика работ. Коммерческий осмотр вагонов для установления наличия пломб, плотности закрытия люков и дверей полувагонов и крытых вагонов, бортов платформы, правильности крепления грузов на открытом подвижном составе, плотности закрытия крышек люков и сливных приборов цистерн, закрепления бункерных полувагонов крюками-зацепами и т.п. в прибывающих и сформированных поездах. Осмотр поезда в коммерческом отношении для выявления и устранения коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов, руководство работой по их устранению и контроль за устранением коммерческих неисправностей без отцепки вагонов от поезда. Нанесение меловой разметки на вагоне с коммерческими неисправностями, устранение которых требует перегруза или проверки сохранности груза. Выдача наряда маневровому диспетчеру на отцепку неисправных вагонов. Определение объема работ по устранению коммерческих неисправностей и порядок их выполнения. Навешивание пломб на вагоны после устранения коммерческих неисправностей и запись в книге пломбирования. Оформление в установленных случаях актов общей формы и рапортов на составление коммерческих актов на несохранные перевозки . Запись результатов осмотра поезда и вагонов в книгу. Осуществление контроля и принятие мер к сокращению сроков простоя подвижного состава. Участие в расследовании случаев пропуска вагонов с коммерческими неисправностями.  

    Руководствуясь полученным от начальника станции планом работы на смену, станционный диспетчер даёт каждой комплексной бригаде план, в котором указывается задание по выполнению маневровой работы на 2- 3 часа, в зависимости от местных условий.  

    Непосредственное оперативное руководство маневровой работой и обработкой поездов и вагонов на станции осуществляет станционный диспетчер. На односторонних станциях в каждой смене оперативной работой руково-  

    На станциях со значительным объёмом грузовых операций назначаются специальные станционные диспетчеры по местной работе . Руководство маневровой работой станционный диспетчер осуществляет через руководи-  

    Средняя часть графика (фиг. 116) представляет собой собственно график исполненной станционной работы. Станционный диспетчер графически отмечает время прибытия каждого поезда, продолжительность простоя его на определённом пути приёма, начало и конец расформирования. В разделе Горка на графике наносится план очерёдности расформирования составов и фактическое занятие горки роспуском их, после роспуска с горки каждого состава или передачи отмечается количество вагонов на каждом пути сортировочного парка. На графике отмечается также время взятия групп вагонов на вытяжку для формирования и остаток после этого вагонов на сортировочном пути, занятость вытяжек, работа маневровых локомотивов, время выставки готовых составов на определённый путь парка отправления и время отправления этих поездов на линию. На графике отмечается и поступление в сортировочную систему или отправление из неё местных и угловых передач, подача групп вагонов в сортировочный парк, уборка вагонов из парка (на вагоноремонтный пункт и др.) и все нарушения установленного порядка работы.  

    В процессе дежурства диспетчер обеспечивает выполнение этого задания, отмечая ход грузовой и маневровой работы на бланке Положение станции. На крупных грузовых станциях с большой маневровой работой по подаче и уборке вагонов к складам, арендным участкам, навалочным и контейнерным площадкам, площадкам для тяжеловесных грузов, на подъездные пути и другие пункты станционный диспетчер по местной работе ведёт в процессе дежурства исполненный график местной работы , отмечая в нём время подачи и уборки вагонов к каждому грузовому пункту , работу маневровых локомотивов и ход выполнения сменного плана-задания грузовой работы.  

    Для каждого сборного поезда составляется отдельное расписание с учётом работы на каждой станции и веса состава сборного поезда на отдельных перегонах. При составлении расписания диспетчер руководствуется нормами продолжительности маневровых передвижений, установленными для каждой станции, дифференцированными временами хода по перегонам в зависимости от веса поезда. Кроме того, учитывается план пропуска по участку остальных поездов  

    Телеграммы-натурки, поступающие в ТК и ИЦ по телетайпной связи , размножаются в двух экземплярах первый передается маневровому диспетчеру (оператору при диспетчере) для составления сортировочных листков и ведения составообразования второй направляется в пункт технического осмотра для подготовки состава к расформированию. На составы передач, поступившие без предварительной информации , сортировочные листки составляются по прибытии передачи на станцию.  

    Оперативное руководство работой подъездного пути осуществляется диспетчерским аппаратом на предприятиях с малыми объемами работы. Транспортное обслуживание производится единым транспортным цехом, диспетчер которого руководит оперативной работой всех транспортных средств (железнодорожных, автомобильных, непрерывных видов транспорта) и погрузочно-выгрузоч-ной техникой. На больших предприятиях работой железнодорожного транспорта на предприятии управляет диспетчер железнодорожного цеха, а на особо крупных предприятиях железнодорожное хозяйство делится на диспетчерские круги, количество которых в зависимости от объема перевозок и сложности транспортного процесса достигает 6-8. При создании диспетчерских кругов необходимо, чтобы в пределах круга завершались производственные и перевозочные циклы с минимальным количеством согласований по перемещениям с соседними кругами, маневровые районы полностью включились в ведение одного круга и работа между кругами распределялась примерно в одинаковых объемах.  

    Для крупных предприятий, где подъездной путь разбивается на диспетчерские участки (круги), суточные планы-графики составляются отдельно по каждому участку, а для начальника смены по всему железнодорожному цеху составляется суточный план-график , взаимоувязывающий работу участков по передаточному движению и наиболее ответственным элементам, определяющим работу подъездного пути. В соответствии со специализацией диспетчерских участков могут быть графики маневровой работы (у маневрового диспетчера), контактные графики обслуживания цехов внутризаводскими перевозками (у диспетчера по внутренним перевозкам и у диспетчера участка), графики грузовой работы (у грузового диспетчера), график движения маневровых и передаточных составов и др.  

    Руководство транспортными процессами здесь осуществляет старший диспетчер через диспетчеров кругов. Диспетчеры кругов управляют работой транспорта через районных диспетчеров или дежурных по станциям, а районные диспетчеры - через маневровых диспетчеров или дежурных по станциям. Руководство внутризаводскими перевозками собственного парка вагонов возлагается на отдельных диспетчеров. Сменный диспетчерский аппарат состо-  

    Диспетчерский аппарат крупных ППЖТ организован следующим образом. В зависимости от маневровых и погрузочно-раз-грузочных работ все обслуживаемые ППЖТ железнодорожные пути разделены на диспетчерские участки. Диспетчерские участки в свою очередь делятся на грузовые районы, возглавляемые мастерами. Диспетчеры участков организуют погрузочно-разгрузочные работы , развоз грузов по фронтам и уборку вагонов по окончании грузовых операций. Маневровой и поездной работой руководит начальник смены и старшие диспетчеры (рис. 33).  

    Крупные работы проведены и в области внедрения поездной и станционной радиосвязи. Поездная радиосвязь между диспетчером, дежурным по станции и машинистами поездных локомотивов в настоящее время применяется на 40 тыс. км грузонапряженных линий сети в недалеком будущем протяжение участков с такой радиосвязью увеличится вдвое. На всех станциях, имеющих два и более маневровых локомотивов, введена радиосвязь маневрового диспетчера с машинистами маневровых локомотивов, составителями и другими станционными работниками. К 1970 г. все станции, имеющие маневровые локомотивы, будут оборудованы устройствами станционной радиосвязи.  

    Наряду с этим по дороге проследовало и значительное количество неполновесных и неполносоставных поездов как своего формирования, так главным образом принятых от соседних дорог. В них недоотправлено около 3 млн. m грузов или почти вдвое больше, чем в предыдущем году. Основной причиной отправления неполновесных и неполносоставных поездов является недостаточная требовательность к дежурным по станциям, маневровым и поездным диспетчерам со стороны начальников станций и начальников отделов движения отделений дороги. Много нарушений весовых норм поездов допускается и соседними дорогами при передаче поездов на данную дорогу.  

    Громкоговорящей связью оборудованы чаще всего районы сортировочного парка, прилегающие к горкам и вытяжкам. Непосредственно этой связью пользуется для управления процессом роспуска составов дежурный по горке, а при необходимости и для передачи циркулярных распоряжений или вызова нужного работника этой связью может пользоваться и станционный диспетчер. Служебная внутристанци-онна-я радиосвязь осуществляется при помощи радиостанций, устанавливаемых в помещении станционного диспетчера оператора или дежурного по горке, с одной стороны, и на маневровых локомотивах, с другой. При помощи этой связи диспетчер даёт оперативные указания машинистам маневровых локомотивов и составителям поездов . Последние отвечают станционному диспетчеру через выносные переговорные устройства, устанавливаемые на локомотивах. По радиосвязи разрешается вести только служебные переговоры.  

    Смотреть страницы где упоминается термин Диспетчер маневровый

    :                   Организация перевозок на промышленном транспорте (1983) -- [

    Таблица 5.1 Перечень единиц оперативного персонала

    Рабочее место ДНЦ размещено у пункте нахождения управления железной дороги – в Сосногорске, рабочие места ДНЦО, ДНЦВ – в пункте размещения отделения дороги – в Сосногорске, остальные рабочие места размещены на территории станции. Для обслуживания и поддержания средств и самой информационной технологии на станции в здании диспетчерского центра организуется группа отдела АСУ станций дорожного ИВЦ. В состав сектора включается дежурный инженер, программист, технолог АСУ.

    5.2 Оперативное подчинение

    Организационная структура оперативного подчинения штатных единицами персонала представлена на рис. 5.2. Связи между единицами персонала отображают отношения оперативного соподчинения, определяемые функциями каждой единицы в условиях автоматизированного управления.

    Старшим оперативным работником в смене является ДНЦО. Однако ДСЗГ и ДСЗО определяют его работу, т. к. планирует на и более дальнюю перспективу.

    Начальник станции и его заместители отвечают за рентабельность станции, как ведущего хозяйства отделения дороги. В качестве управляющих воздействий они используют возможности участия в установлении на длительный срок (декаду, месяц) показателей технического плана работы станции, а ежесуточно – участвовать в принятии плана работы на предстоящие сутки. В течение суток он контролируют ход выполнения суточного плана по данным оперативного контроля. Кроме того, он занимается оперативным анализом работы станции по окончанию смены, определяет меры, необходимые для предупреждения или ликвидации, возникших в работе затруднений

    ДНЦО отвечает за выполнение установленных показателей суточного плана работы отделения дороги и конкретных станций в том числе. Для организации работы каждой сменной бригады отделения дороги ДНЦО первой смены формирует сменный план работы станций своего отделения дороги на основании суточного плана. В качестве управляющих воздействий он использует выбор наиболее выгодных в его смену работ с последующей выдачей заданий. Помимо этого он устанавливает специальные задания по тяжеловесным поездам и поездам более дальних назначений, ограничения по отправлению поездов, планирует использование локомотивов. ДНЦО второй смены составляет сменный план, исходя из текущего состояния выполнения суточного плана.

    ДНЦВ отвечает за организацию местной работы на отделении дороги. Он участвует в составлении суточного и сменного плана работ и контролирует их исполнение. Вводит информацию о зародившихся в границах отделения местных поездах, отправляемых на сортировочную станцию.

    ДСЦ отвечает за выполнение показателей суточного плана работы своей станции и оперативных планов, поступающих от ДНЦО. В качестве управляющих воздействий он использует возможности оперативного планирования процессов приема поездов, организации подготоки цистерн к погрузке, подаче их на фронт погрузки и отправления гружёных поездов, маневровых передвижений на трёхчасовом периоде., доведения планов до ДСП, ДСПГ, ТЧД, оператора горки, составителя поездов, контроля за ходом их выполнения. В непосредственном подчинении ДСЦ находятся ДСП, ДСПГ, ТЧД

    ТЧД отвечает за выполнение плана обеспечения локомотивами ниток графика. Для этого он пользуется именным графиком работы бригад и получает каждые 1,5 ч. заявки на локомотивы, неохваченные именным графиком.

    5.3 Права и обязанности персонала, участвующего в планировании

    Профессии, имеющие отношение к планированию, с точки зрения новой информационной технологии подразделяются на три категории:

    Исполняющие полученные планы путем планирования работы своих подчиненных (ДСЦ);

    Исполняющие полученные планы путем выполнения рабочих операций (ДСП);

    Обеспечивающие функционирование задач планирования (ДНЦО, ДНЦВ, ТЧД);

    Исполнить планы, полученные от вышестоящих (по структуре) командиров, независимо от того, каким способом они получены (с помощью ЭВМ или без нее);

    Составлять планы работы подчиненных лиц;

    Доводить составленные планы до исполнителей;

    Контролировать выполнение выданных планов;

    Имеют право:

    Планировать работы подчиненных лиц с помощью ЭВМ;

    В случае несогласия с планами работы подчиненных, полученных от ЭВМ, отменять их либо корректировать, либо пересчитывать по новым данным;

    Контролировать выполнение полученных или выданных планов с помощью ЭВМ;

    Определять необходимость пересчета планов;

    Требовать от подчиненных форсирования выполнения выданных им планов;

    Лица профессий второй категории обязаны:

    Исполнять планы, полученные от вышестоящих командиров, независимо от того, каким способом они получены (с помощью ЭВМ или без нее)

    Имеют право:

    Обращаться к вышестоящему командиру с запросом на изменение полученного плана (в случае невозможности его выполнения);

    Запрашивать в ЭВМ любую информацию по кругу своих обязанностей.

    Лица профессий третьей категории обязаны:

    Своевременно и качественно готовить и вводить в ЭВМ входную ин формацию в соответствии с инструкцией;

    Анализировать причины не использования ЭВМ для оперативного планирования и случаи несогласия персонала с рекомендациями ЭВМ;

    Организовывать и контролировать технологический процесс обслуживания и совершенствования задач планирования.

    Имеют право:

    Использовать ЭВМ для анализа причин не использования ее в оперативном планировании и случаев несогласия персонала с рекомендациями;

    Согласовывать (утверждать) изменение формы входной и выходной информации.

    Должностные обязанности. Осуществляет планирование, организацию и оперативное руководство маневровой работой по расформированию-формированию составов, подаче и уборке местных вагонов, выполнению регулировочных заданий по отправлению порожних вагонов в соответствии с текущим планом работы станции, графиком движения и планом формирования поездов. Доводит план и порядок производства работ до непосредственных исполнителей, информирует работников о наличии на путях станции вагонов с грузами особых категорий. Координирует работу маневровых районов и сортировочных устройств (горки, вытяжных путей), подъездных путей, погрузочно-разгрузочных подразделений, обеспечивая эффективное использование технических средств, путевого развития станции и подъездных путей, маневровых локомотивов. Руководит работой станционного технологического центра по обработке поездной информации и перевозочных документов. Устанавливает очередность и порядок расформирования составов, вносит корректировки в сортировочный лист, осуществляет контроль за накоплением вагонов по назначениям плана формирования поездов. Определяет очередность подготовки перевозочных документов на сформированные составы. Обеспечивает своевременную выставку составов в парк отправления. Контролирует и обеспечивает выполнение технических норм нахождения вагонов на станции. Руководит работой комплексной бригады смены, оценивает качество труда каждого работника. Запрашивает и получает информацию о разложении составов по прибытии, наличии составов и вагонов на путях станции и другую информацию из дорожного вычислительного центра и АСУ станции. Ведет диспетчерский график выполнения маневровой работы, учет работы маневровых бригад. Анализирует выполнение сменных заданий маневровой работы. Осуществляет оперативное руководство единой сменой станции, ведет текущее планирование работы станции по 4 - 6-часовым периодам, организует выполнение плана при отсутствии в штате станционного диспетчера. Контролирует соблюдение работниками правил безопасности движения и маневровой работы, установленных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, требований приказов, распоряжений и указаний МПС России, железной дороги, отделения железной дороги по организации движения и маневровой работы, безопасности движения и правил по охране труда и технике безопасности. Инструктирует работников смены по технике безопасности, контролирует соблюдение трудовой и технологической дисциплины.