Запись голоса в домашних условиях. Полный гид. Идеальное решение для записи голоса дома без профессионального оборудования Как записывать качественный звук на гарнитуру

Как превратить iPhone в настоящий рекордер или внешние микрофоны для iPhone June 24th, 2015

Как превратить iPhone в настоящий рекордер или внешние микрофоны для iPhone.

Вам нужно записывать качественные подкасты, интерьвю, звук для видео ряда, живых выступлений или видео для Y outube с хорошим звуком и вы наверняка заметили что встроенные микрофоны у ваших iOS девайсов iPhone, iPad не всегда справляются с поставленой задачей. Как это исправить или превратить ваш iPhone в настоящий рекордер?

Все довольно просто, на сегодняшний день появилось много специальных микрофонов разработанных спеиально для iPhone и iPad, которые совместимы практическими со всеми популярными приложениями, например: Apple"s GarageBand, Jammit, SunVox, standard iOS Camera app, SoundCloud и т.д.

Рассмотрим некоторые их них.

Петличные микрофоны, подключаются в тот же разъём iPhone / iPad что и наушники или проводная гарнитура (разъём TRRS) и закрепляются на одежде. Так же стоит отметить что подходят для смартфонов на базе Android (тут нужно смотреть в зависимости от телефона, например с Nexus5 или с хорошим Samsung будут работать, а с дешовеньким LG нет). Стоит рассмотреть такие модели:

Основные особенности:

Микрофонный капсуль Mid-side (M-S) стерео(90°/120°/M-S)

Переключаемые режимы микрофона (90°/120°/M-S)

Поворотный элемент, можно осуществлять звукозапись как в положении вертикально, так и горизонтально для записи видео

Качество записи 44.1kHz/16bit, 48kHz/16bit

Максимальное SPL 120dB

Регультор Gain на корпусе +3 to + 43dB

Разъём mini jack для подключения наушников или вывода линейного звука

Бесплатное приложение Zoom Handy Recorder app для записи звука доступно на App Store

Основные особенности:

Стерео конденсаторный микрофонный капсуль X/Y
. Поворот микрофонов от 90 до 120 градусов
. Качество записи 44.1kHz/16bit, 48kHz/16bit
. Максимальное SPL 130dB
. Регультор Gain на корпусе -11 to + 51dB
. Разъём mini jack для подключения наушников или вывода линейного звука
. Бесплатное приложение Zoom Handy Recorder app для записи звука доступно на App Store
Разработан с учетом записи только звука, из за конструктивных особенностей для записи видео лучше рассмотреть другие модели.

КАК ЗАПИСАТЬ ВОКАЛ

Приступая к циклу статей о звукозаписи безусловно имело смысл начать с главного элемента - вокала . Без него не будет понятно, о чем реклама или песня. А из неудачных дублей не собрать успешную работу. Давайте вместе разберемся, как же получить хороший дубль? Допустим, певец или диктор физически и психологически здоров, выучил текст и хорошо отрепетировал материал, и вот - настал момент, когда он пришел в студию.

1. Удобный звук вокала в наушниках
Первое, с чем певец сталкивается в процессе работы на студии - звук, который он слышит в наушниках не такой, каким он привык его слышать обычно. Основной фактор влияющий на восприятие собственного голоса это то, что слышим мы его не только из отражений от окружающих стен и предметов, но и напрямую сквозь черепную кость. Слегка пугает, да? И все же тон, что мы слышим в наушниках наиболее близок к звуку, который реально слышит аудитория. Как справиться с дискомфортом? В первую очередь настроить звучание в наушниках комфортно по громкости и балансу вокала и музыки. Может помочь снять один наушник и слушать естественное звучание в комнате. Изредка я встречал способ, когда применялся кардиойдный или гиперкардиойдный микрофон и в зоне максимального подавления звука данным микрофоном ставилась акустическая система. Однако это скорее имитация концертных условий, чем студийная практика.

2. Выбор подходящего микрофона
Второе, что может составить проблему, это сам микрофон. Мы делаем дубль и ужасаемся тому, как звучит наш голос - согласные звуки стали свистеть и сверлить уши, бас бубнит словно в ведре. В данном случае важно найти микрофон, в который тембр наиболее правильно зазвучит, и определиться с точкой съема звука. Зачастую микрофон является полной противоположностью вокалу: яркому голосу подойдет более матово звучащее оборудование, а, наоборот, невнятному и глухому поможет капсюль с поднятыми средними и высокими частотами. Таким образом достигается балансировка. Однако тут стоит учесть и музыку. В ярком миксе вокал имеет право звучать ярко, но в теплом и спокойном лаундж-треке едкий голос может совершенно выбить слушателя из колеи. Следует стараться выжать максимально близкий к искомому результату тембр. Эквалайзер не исправит звучание исполнителя так натурально и красиво, как верный микрофон и его положение.

3. Характеристики направленности
Есть множество различных видов направленности микрофонного капсюля. На таблице ниже по горизонтали перечислены типы микрофонов, а по вертикали их характеристики (сверху вниз) : углы захвата и максимального подавления звука, ослабление сигнала, который приходит с обратной стороны микрофона, чувствительность к окружающим шумам и фактор расстояния(по отношению к Omni). Это коэффициент, на который можно увеличить расстояние до объекта при звукозаписи, чтобы получить похожий звук.

Для примера записал несколько семплов с лампового микрофона Октава мкл5000 . Близкое расстояние - губами на поп-фильтре, среднее - около 40 см до фильтра, дальнее - 80-100 см.

Какие можно сделать выводы? Во-первых, сами по себе различные режимы направленности могут по-разному звучать. В нашем примере «восьмерка» звучит более гладко, чем кардиойда и всенаправленный вариант. Во-вторых, на близком расстоянии круговая направленность звучит более натурально, с меньшим подъемом баса. В-третьих, на дальнем расстоянии кардиойда и восьмерка более выигрышный тип, так как меньше ловят отражения комнаты.

4. Оптимальное расстояние до микрофона
У многих направленных микрофонов существует выраженный эффект «приближения». Чем ближе человек поет, тем больше низких частот в звуке. Со всенаправленными микрофонами этот эффект гораздо менее выражен. От пространства между певцом и микрофоном зависит то, какой же будет тембр и будет ли требовать он «художественной резьбы» по эквалайзеру. Если для шепота стоит поискать более близкую дистанцию для создания «интимности» звучания, то для крикливых и громких стоило бы данный промежуток ощутимо увеличить. Во-первых, для сохранения целостности и работоспособности тончайшей мембраны конденсаторного микрофона, а во-вторых, с целью получить правильный звуковой план. Человеческий слух отлично понимает на каком «виртуальном» пространстве расположен голос. При близкой записи голоса требуется достаточно сильно обрезать низ и низкую середину, чтобы усадить его в микс. Лишние обработки ухудшают качество записанного сигнала, могут создавать фазовые проблемы, может теряться атака. Хорошее начальное расстояние до микрофона - 30-40 см. В некоторых случаях стоит попробовать и расстояние в метр. Кстати, на большей дистанцией менее заметны задувания воздуха и повороты головы во время пения. Поп-фильтр не спасает при записи с близкого расстояния от грязно звучащих звуков «с-ч-з-ш-щ». Также уменьшается количество «слюней» и чавканья в записи, потому что мембрана просто перестает их улавливать. Если помещение для записи имеет хорошую акустику и достаточно заглушено, то увеличение расстояния до микрофона не приведет к катастрофическому возрастанию призвука комнаты и шумов.

5. Положение микрофона
Угол, на который микрофонный капсюль повернут относительно вокалиста, тоже влияет на звук. Порой можно повернуть микрофон на 30 градусов, и излишне свистящие верха пропадают.

Положение микрофона чуть левее или правее рта вокалиста также влияют на звук. Человек поет не симметрично, а чуть искривляя одну половину лица. Иногда эксперименты с положением микрофона приносят интересные результаты.

Размещая микрофон на стойке ниже или выше от рта солиста можно добиться меньшего задувания в мембрану и получить разные оттенки тембра исполнителя. Например, микрофон, расположенный на уровне подбородка, может давать чуть более звонкий звук, чем мембрана на высоте носа или несколько выше.

6. Динамика вокала
Певцу важно стараться получить правильную динамику голоса на записи. Да, компрессия и автоматизация уровня громкости спасут ситуацию, но и они могут вносить свои искажения. Было бы верно, если бы вокалист чуть отодвигался от микрофона во время громких нот и приближался в тихих. Крайне небольшая дистанция дает уже ощутимый результат и выравнивает динамику записанной партии. В допотопные времена, когда писали оперных див, для получения эффекта плавного затухания, их отвозили на маленькой платформе на рельсах от микрофона во время пения.

7. Уровень и формат записи
В цифровой записи существует два важных параметра - глубина квантования в битах и частота дискретизации в герцах.

Если верить теореме Нейквиста-Котельникова, то частотный диапазон записи будет равен половине частоты дискретизации. Иначе говоря, теоретический диапазон записанного в формате 44.1 кГц будет равен 44.1:2=22.5 кГц (!). Это более чем достаточно для человеческого слуха.

Глубина квантования определяет возможный динамический диапазон сигнала. Один бит «вмещает» в себя 6 дБ.


Чаще всего записывают голос в формате 44.1 kHz/ 24 bit для аудио и 48 kHz для видео, что кратно формату видео в 24 кадра. Формат записи может определяться конечным носителем для того, чтобы избежать повторного пересчета сигнала на другой частоте - передискретизации. Этот процесс иногда может вносить свои искажения.

Средний уровень цифровой записи по индикаторам желательно держать в районе -12 дБ с пиками в -6 (один бит). Не следует опасаться слишком тихого уровня, т.к. 24 битная глубина квантования позволяет нам добиться теоретического диапазона в 144 дБ. Это более чем достаточно и зачастую превышает динамический диапазон микрофона и преампа. А вот превышение уровня записи может привести к цифровому искажению - клиппированию, и на корню испортить дубль.

Итак, настроив все как полагается, нажимаем кнопку «record» и готовимся к исполнению хита!

Твитнуть

Не важно, хотите вы записать свою речь для подкаста или чтобы в Скайпе хорошо слышали собеседники - моя инструкция по настройке микрофона подойдёт всем. Покажу, как записать звук, расскажу о порядке действий при обработке записи: нормализации громкости, компрессии звука и очистке от шума.

Предисловие

(Моё субъективное мнение)

В поисках новой информации я предпочитаю читать статьи и инструкции. Видео на YouTube смотрю крайне редко. Знаете, почему? Потому что авторы обучающих видео в своём стремлении донести информацию забывают о здравом смысле. В итоге все скринкасты (записи с экрана) можно поделить на несколько уровней качества:

  1. Категорически несмотрибельные. Рассказчик показывает свой Рабочий стол, затем открывает блокнот и… начинает печатать. Молча. Исправляя опечатки, автор нудно тыкает клавиши. А где звук, где живая речь? Закрываю такие видео сразу, ибо считаю пустой тратой времени смотреть, как кто-то набирает текст.
  2. Трудносмотрибельные. Использование наложенных титров - следующий шаг эволюции. Как вариант, запись рубится на куски и, словно в насмешку над традициями немого кино, между клипами вставляются надписи кислотных цветов шрифтом Comic Sans. С ошибками и опечатками, разумеется. Тошнотворная музыка - обязательный атрибут.
  3. Ну так себе/Хорошо. В эту категорию попадают видео с голосовыми комментариями, сделанные с разной степенью профессионализма. В зависимости от голоса и качества звука скринкаст может быть как посредственным, так и замечательным. Например, про мою видеоинструкцию о том, как восстановить удалённые данные с флешек можно сказать «сойдёт», потому что дикция у меня не очень, зато показал нужную информацию кратко и понятно.
  4. Шикарные видеоролики. Как правило, для таких роликов используется диктор с опытом. В создании участвуют, возможно, больше одного человека. Таких видео на Ютубе мало, обычно все торопятся быстрее рассказать и выложить в сеть свои творения без обработки.

Как сделать качественный скринкаст, расскажу как-нибудь потом, когда обзаведусь багажом опыта. Сейчас сосредоточусь на важной составляющей любого видео, способной жить отдельно - звуке.

На самом деле многие технологии не так развиты, как кажется на первый взгляд. Какие-то в начале своего жизненного пути, другим сто лет в обед и улучшений не предвидится. Аккумуляторы - пример полностью застывшей технологии, из-за которой телефоны присасываются к розеткам несколько раз в день.

Перспективы развития микрофонов получше. Принципы преобразования акустического сигнала в электрический были разработаны почти сто лет назад, с тех пор не претерпев существенных изменений.

  • Конденсаторные микрофоны - 1916 год.
  • Электретные (такие стоят в телефонных гарнитурах) - 1920-е годы.
  • Динамические микрофоны с катушкой - 1931 год.

Но в последнее время появились перспективные разработки. В ближайшие пару десятков лет на рынке появятся сверхчувствительные конденсаторные микрофоны с мембраной на основе графена, но пока человечеству придётся работать с тем, что есть, выжимая из существующих технологий всё возможное.

Любые звуки, попадающие в уши, обрабатываются мозгом. Поэтому мы можем выделить голос в толпе и привыкаем к постоянному шуму. Это круто, но, к сожалению, повторить такой трюк с помощью техники затруднительно.

Если вы думаете, что запись не нужно обрабатывать, задумайтесь: вы что, никогда не записывали на лекции речь преподавателя, чтобы прослушать позже? Не вслушивались в невнятные фразы, пытаясь вспомнить, что именно лектор говорил перед доской? Кашу маслом не испортишь, любые записи можно улучшить с помощью звукового редактора.

Что нужно для записи звука

Можно записать звук на фотоаппарат, видеокамеру или телефон, но качество записи оставит желать лучшего. В фотоаппараты редко ставят качественные микрофоны, в видеокамерах тоже далеко не всегда, в телефонах сплошная лотерея.

Если хотите отдельное устройство для записи звука, берите (полу)профессиональный цифровой диктофон. Хотя бы такой:

Мой опыт говорит о том, что диктофонные записи звучат чище, чем с дешёвого микрофона, подключённого к домашнему ПК. Конечно, при условии, что в настройках устройства установлено максимальное качество. Записи, сделанные на компьютере, отличаются высоким уровнем шума. Этому есть две причины.

Первый из виновников - электромагнитное излучение, которое распространяют электронные компоненты работающего компьютера. Излучение отлично ловится звуковой картой и любыми усилителями звука, если таковые встроены в микрофон. В ноутбуках эффект проявляется сильнее, потому что их компоненты расположены плотнее, источники излучения ближе. Ещё хуже, когда микрофон беспроводной и дешёвый, обычно такие любят использовать для караоке - шума будет ещё больше. Это не повод носить шапочку из фольги и обниматься с кактусами, просто имейте в виду сей факт.

Второе - качество звуковых карт. Даже самый качественный микрофон бесполезен, когда состыкован с некачественной звуковой картой. Однодолларовые звуковые карточки с Алиэкспресса типичный тому пример. Даже не думайте записывать звук с этого:

Идеальным выбором для записи звука на компьютере - связка из качественных микрофона и внешней звуковой карты. К сожалению, хорошие звуковые карты стоят от 8 тысяч рублей и больше.

Звуковая карта M-Audio M-Track 2x2M - хороший выбор для домашней студии

Либо можно взять микрофон, подключающийся к компьютеру через USB, там звуковая карта встроена. Отличный пример - микрофон Blue Yeti, любимый многими ютуберами.

Хотя, если хватает бюджета для такого микрофона, задумайтесь о покупке профессионального рекордера вроде Tascam DR-40 - его можно не только поставить на стол, но и взять с собой для записи, например, на природе. Тогда за те же деньги вы получите универсальный инструмент, работающий независимо от компьютера и места действия.

Все микрофоны, как я уже писал выше, делятся на несколько типов в зависимости от принципа работы. Наиболее распространённые:

  • Динамические - популярный тип микрофонов. Не сильно чувствительные, но дешёвые. Типичный пример - микрофоны для караоке.
  • Конденсаторные - не очень чувствительные, ловят звуки в ограниченном радиусе, звук субъективно «чистый». Кстати, при покупке микрофонов безымянных брендов на Aliexpress не ведитесь на слово «конденсаторный» в названии - как правило, это маркетинговая уловка. Внутри может оказаться электретный капсюль.
  • Электретные - подвид конденсаторных. Благодаря компактности и дешевизне используются в гарнитурах и подавляющем большинстве недорогих микрофонов. Чувствительность хорошая, частотные характеристики тоже.

Ещё микрофоны отличаются направленностью на источник звука: круговая или «омни» (ловит звук со всех сторон), кардиодная (с одной стороны чувствительность выше), направленная и т.д. Какой нужен - решать вам.

Подключаться тоже могут разными способами. Проще всего приобрести с 3,5 мм TRS, то есть самым обычным миниджеком, как у наушников:

Это самый распространённый способ подключения микрофона к домашнему компьютеру.

Что делать, если микрофон тихий

Мне часто жалуются на то, что записанный голос или любой другой звук звучат слишком тихо. При программном усилении звука проявляется слишком много шумов, от которых практически невозможно избавиться. Кто в этом виноват - микрофон или звуковая карта? Виноват покупатель, не разобравшийся в том, что у него имеется и какая звукозаписывающая аппаратура ему нужна.

Все микрофоны, за исключением динамических, требуют фантомное питание. Вопреки распространённому мнению, у всех звуковых карт оно есть, но разброс подаваемого напряжения широк. Я встречал от 2 до 5 вольт у тех, которые встроены в материнскую плату. Для компьютерных гарнитур это приемлемо, но профессиональным микрофонам нужно 48V. При отсутствии требуемого запись будет очень тихой и вам придётся покупать либо звуковую карту с соответствующими характеристиками, либо отдельный источник фантомного питания.

Повторю: требуемое напряжение фантомного питания может быть разным. Для одних микрофонов требуется 48 вольт, другие рассчитаны на 24 или даже 12 вольт. А некоторые микрофоны (обычно динамические) вообще работают от батарейки, им отдельное питание не нужно.

Другая проблема - звуковая карта не всегда может качественно усилить сигнал, примешивая шумы из-за помех и несовершенства схемы. Обычно этим грешат чипы от Realtek, встроенные в матплату. Тогда нужно покупать качественную карточку или подключать микрофон через предусилитель вроде такого:

Если у вас прямые руки, можете сами спаять усилитель микрофона на одном или двух транзисторах. Схемы легко гуглятся, электронные компоненты можно достать в любом приличном магазине радиодеталей. Либо купите 50-рублевую платку с микрофоном с усилителем на специализированной микросхеме MAX9812.

Несмотря на то, что платка позиционируется для работы с Arduino, на самом деле такую можно запитать от батарейки и подключить к линейному входу компьютера. Качество записываемого звука будет очень приличным.

Полезные дополнения к микрофону

К микрофону желательно купить или сделать самому парочку полезностей, улучшающих записываемый звук.

1. Поп-фильтр.

Во время записи воздух, выдыхаемый говорящим, создаёт неприятный взрывной звук. Конструкция элементарна: несколько слоёв нейлона, натянутых на рамку.

Важно, чтобы ни сам фильтр, ни его крепление не касались микрофона, потому что передача вибраций от фильтра сведёт его работу в ноль. Можете сами сделать поп-фильтр, натянув нейлоновые колготки на проволочное кольцо.

2. Защита от ветра.

Без защиты от ветра микрофоны бесполезны на открытом воздухе. Для ветрозащитных фильтров используют куски поролона или длинную шерсть.

Сгодится даже шерстяной носок! Например, известный видеоблогер Дмитрий Шамов натягивает обрезанный кусочек шерстяного носка на свою экшн-камеру, чтобы подписчики могли слушать записи, сделанные в ветреную погоду:

Стоимость изготовления подобных фильтров стремится к нулю, зато эффективность на высоте.

3. Эластичный подвес.

Подвес (shock mount) нужен для защиты микрофона от внешних вибраций. Типичный подвес выглядит устрашающе, не зря в народе его называют «пауком»:

Благодаря подвесу можно оградить микрофон от вибрации, которая исходит от компьютера и рук, если вы что-то двигаете по столу. Можете изготовить самостоятельно, если у вас есть резинки и металлическое кольцо.

Как подключить микрофон

В настольном компьютере минимум два микрофонных разъема: на передней панели со значком микрофона и на задней розового (оранжевого) цвета:

Передняя (слева) и задняя (справа) панели компьютера. Линейный вход пригодится для оцифровки кассет с магнитофона.

На настольных ПК подключайте только в задний разъём, звук будет чище из-за меньших помех.

В ноутбуках вместо отдельного входа под микрофон может быть комбинированный, как в телефонах. Чтобы проверить, содержит ли разъём вашего ноутбука микрофонный вход, подключите телефонную гарнитуру и посмотрите на индикатор звука в настройках Windows (об этом дальше). Если реагирует на звук - купите переходник. Гуглится в интернет-магазинах по запросу «3.5mm Stereo Audio Male to 2 Female Headset Mic Y Splitter Cable Adapter»:

Обратите внимание на штекер: должно быть четыре контакта

Существуют и обратные переходники, подключающие телефонную гарнитуру к ПК.

Как проверить микрофон

Нажмите правой кнопкой мыши по значку регулировки громкости и выберите «Записывающие устройства»:

Если микрофон подключен, индикатор справа будет реагировать на звуки:

Индикатор не отреагирует, если микрофон:

а) неправильно подключён;
б) требует фантомного питания;
в) выключен в настройках (нажмите по строке и посмотрите, не активен ли пункт «Включить»);
г) выключен физически (на микрофоне может быть выключатель и отсек для батарей);
д) его громкость в настройках снижена до минимума (об этом дальше).

Как настроить микрофон

Чувствительно микрофона можно регулировать. В зависимости от модели звуковой карты, в настройках подключённого микрофона (правой кнопкой по строке с микрофоном - «Свойства») будет один или два регулятора:

  1. Первый ползунок под надписью «Микрофон» будет всегда. Это основной регулятор чувствительности микрофона.
  2. Настройка «Усиление микрофона» встречается отвечает за дополнительное усиление уже полученного звуковой картой звука. Иногда этого пункта может не быть, зависит от модели звуковой карты.

Советую ставить усиление (нижний ползунок) на 0.0 дБ и двигать только верхний. Таким образом шумы, если они есть при записи аудио, не будут лишний раз программно усиливаться.

Если при записи происходит перегрузка («зашкаливание» звука, когда громкие звуки превращаются в хрип), стоит снизить чувствительность микрофона. На практике дешёвые (до 2 тысяч рублей) микрофоны недостаточно чувствительны, чтобы вызвать перегрузку, поэтому можете спокойно ставить 100% чувствительности.

Регулировка громкости - это хорошо. Ещё лучше, когда аудиокарта поддерживает наложение фильтров сразу при получении звука. Для записи это не очень полезно, потому что качество обработки оставляет желать лучшего, проще почистить звук потом. Для общения в реальном реальном времени наоборот, звуковые фильтры сослужат хорошую службу, убирая шум и подстраивая громкость. Фильтры смотрите на вкладке «Улучшения»:

Вкладка «Улучшения» будет доступна только в том случае, если микрофон подключён и звуковая карта поддерживает фильтры.

Типичные фильтры, доступные на большинстве современных звуковых карт:

  • Удаление постоянной составляющей - помогает избавиться от «захлёбывающегося» звука. Упрощённо говоря, делает слишком громкие звуки тише, из-за чего их становится слышно вместо громыхающих помех. Можно включить, если ваша цель - общение по Интернету. Когда вы отдаляетесь или, наоборот, слишком близко к микрофону, удаление постоянной составляющей избавляет от звуковых помех. Для записи подкастов, начитки текста, когда от микрофона не убегаете, лучше выключить этот фильтр и просто настроить громкость записи.
  • Подавление шума - при возникновении однообразного шума фильтр срезает его частоты. При общении по Скайпу можно включить, но для записи речи лучше выключить и почистить запись от шума позже, т.к. из-за фильтра подавления шума речь теряет частоты и звучит как из банки.
  • Подавление эхо - теоретически должно помогать при эхе, когда звук из колонок улавливается микрофоном, снова воспроизводится колонками и так далее, пока зацикленный звук не превращается в визг. На практике работает из рук вон плохо, ухудшая запись и пропуская эхо. В общем, если собеседники жалуются на то, что слышат себя, включите фильтр - авось поможет. Или наденьте наушники, чтобы микрофон слышал только вас.

В зависимости от модели звуковой карты и установленного драйвера фильтры могут называться иначе, список может быть другим. Напишите в комментариях, если у вас есть какой-нибудь дополнительный фильтр аудио, оказавшийся полезным.

Два совета:

  1. Отключите прослушивание записи с микрофона: вкладка «Прослушать» в свойствах микрофона - снимите галку с «Прослушивать с данного устройства».
  2. Сделайте микрофон устройством по умолчанию: в окне «Звук» на вкладке «Запись» правой кнопкой мыши по микрофону - «Использовать по умолчанию», «Устройство связи по умолчанию». Если пункты серые - значит, микрофон уже используется как основное средство записи звука. Без этого программы не поймут, что использовать для записи в первую очередь.

Настройка микрофона для Скайпа

Для общения в Skype включите шумоподавление в настройках микрофона (см. выше список фильтров), выставьте ползунки на максимум и убедитесь, что в настройках Скайпа (меню «Инструменты» - «Настройки») выбран микрофон в качестве устройства общения:

Галка «Разрешить автоматическую настройку микрофона» позволяет Скайпу подстраивать чувствительность микрофона.

Это всё, что нужно для настройки этой программы общения.

Бесплатный редактор звука Audacity

Из всех бесплатных программ записи звука Audacity, пожалуй, самая функциональная. Есть куда расти, но функциональности предостаточно.

Зеленым цветом я отметил пункты, отвечающие за работу с проектом. В процессе работы над записью вы должны сохранять проект командой «Сохранить проект». Открывается проект (мало ли, вдруг закрыли Audacity) с помощью пункта «Открыть».

Жёлтым цветом отмечены пункты импорта и экспорта звуковых файлов.

Чтобы отредактировать готовую запись (музыку, речь), нужно импортировать звуковой файл командой «Импортировать» - «Звуковой файл».

Без установленного кодека LAME MP3, ссылку на который я давал выше, в MP3 сохранить не получится. Тогда выбирайте Ogg Vorbis - это более эффективный формат сжатия звука, просто менее распространённый по сравнению с MP3. К сожалению, Ogg Vorbis мало где поддерживается, поэтому все-таки советую поставить кодек MP3. Сохранять в WAV не рекомендую - размер файлов будет громадный.

Запись звука в Audacity

Так как в настройках Windows вы уже установили микрофон как средство записи по умолчанию, Audacity знает, откуда брать звук. Можете сразу приступать к записи. Для этого запустите программу и нажмите кнопку начала записи на верхней панели:

Программа начнёт записывать звук. Для остановки есть кнопка «Стоп»:

Как только вы начнёте записывать, в главном окне программы появится первая дорожка со звуком. После остановки записи она сформируется полностью, можно выделять её участки и производить манипуляции. Например, накладывать эффекты или удалять отдельные слова. Звуковую дорожку можно сравнить с текстом: звук можно копировать, вырезать и вставлять.

Самих звуковых дорожек может быть несколько. Старые версии Audacity после каждого нажатия кнопки записи создавали новую дорожку, но теперь, очевидно, из-за жалоб пользователей, пишет в одну. Вы можете вернуть старое поведение через настройки: Правка - Параметры - Запись - Всегда записывать в новую дорожку. Тогда, когда нажмёте кнопку записи снова, запись продолжится в новой звуковой дорожке.

Нормализация громкости

После записи нужно привести звук в порядок. Излишнее громыхание, искажение отдельных тонов можно исправить эквалайзером, но сначала нужно привести громкость записи в порядок.

Неопытные дикторы после вдоха говорят громко, по мере опустошения легких приглушая голос. Записи мероприятий тоже не отличаются равномерностью, ведь источники звука передвигаются. Чтобы запись хотя бы минимально привести в порядок, в Audacity, как и любом нормальном звуковом редакторе, есть звуковые фильтры. Они находятся в меню «Эффекты», их можно применить как ко всей записи, так и отдельным участкам, смотря что выделите. Без выделения эффекты применяются ко всей звуковой дорожке.

Limiter

Бывают условия, при которых предложенный мной порядок фильтров для очистки и улучшения звука не подойдёт. Результатом станет хрипящее шумное нечто. Поэтому обязательно слушайте запись до и после применения каждого фильтра. В идеале вам нужно экспериментировать, меняя настройки, и сравнивать результаты.
Например, если полученная запись была тихой, сначала сделайте нормировку сигнала, подавите шум и только тогда обрабатывайте Limiter’ом и компрессией.

Фильтр Limiter («Ограничитель») подавляет резкий, громкий шум. Например, стук подставки микрофона о стол, если во время записи решили его передвинуть. Взрывные звуки видно невооруженным глазом:

Поэтому выделяйте всю запись, затем Эффекты - Limiter и ставьте такие настройки:

Тип Limiter нужно поставить в «Hard Limit». Это сильное, агрессивное подавление резких громких звуков. В других программах этот вид обработки может быть выделен в отдельный фильтр Hard Limiter.

Значение «Limit to (dB)» регулирует степень приглушения резких звуков. Так как видно, что звук был громче раза в три остальных звуков, можете спокойно ставить в -10 dB.

Не забывайте нажимать Preview, чтобы слушать результат сразу после настройки параметров. Если голос на записи стал хрипеть, «Limit to» нужно повысить, ослабив таких образом действие фильтра.

Нормировка сигнала

Приводит в порядок общую громкость записи. Применяйте с настройкой нормализации амплитуды в -3 dB:

Компрессия

В отличие от нормировки сигнала, которая повышает громкость всей записи в целом, компрессия динамического диапазона усиливает тихие звуки, делая звучание насыщенным. В Audacity это пункт меню Фильтр - Компрессор динамического диапазона:

Стандартные настройки компрессии звука подойдут в большинстве случаев. При желании можете подвигать ползунки и посмотреть, как меняется поясняющий график и как звучит запись. Обычно нужно регулировать первые два ползунка, реже - третий (соотношение). Кнопка Preview позволит прослушать отфильтрованную запись без закрытия окна настроек фильтра.

После работы фильтра компрессии тихие звуки усилятся, а громкие останутся без изменений… почти:

Громкие звуки перестанут резать слух, общая «насыщенность» записи сохранится:

Как убрать фоновый шум

Под шумом я понимаю равномерный тихий звук, сопровождающий запись. Не шум ветра, периодически заглушающий все звуки, а равномерный фоновый звук. Чтобы его убрать, в Audacity встроен фильтр Подавление шума.

Найдите на записи место, где шум слышен отчётливо и нет посторонних звуков. Вам нужна хотя бы секундная пауза. В моём случае шум хорошо слышен в конце записи. Выделите его:

Теперь фильтр знает частотные характеристики шума и может его удалить. Снимите выделение и снова запустите фильтр. Обратите внимание на раздел второго этапа:

Я не могу подсказать универсальных настроек, потому что их не существует. Всё зависит от записи. Стандартные помогают в большинстве случаев, но, возможно, вам придётся самим перебрать параметры, прослушивая результат.

За что отвечает каждая настройка фильтра-шумодава:

  • Подавление шума (дБ) - степень удаления шума. Чем выше значение, тем сильнее снизится громкость шума. Если выставить большое значение, качество записи снизится, потому что срежутся частоты, которые нужно оставить. Оптимальное значение обычно находится между 10 и 20 дБ.
  • Sensitivity (Чувствительность) - чем выше значение, тем больше чувствительность фильтра. При максимальном значении фильтр будет считать шумом даже то, что шумом точно не является.
  • Frequency smoothing (bands) - сколько соседних частот будет задето при подавлении шума. Стандартное значение 3 - оптимально для 99,99% случаев.
  • Переключатель Reduce/Residue отвечает за выбор - удалить шум или оставить только его.

Совет: если после работы фильтра шум исчез, но запись стала звучать «как из банки», не торопитесь исправлять запись эквалайзером. Лучше снизьте чувствительность фильтра со стандартных 6 до, например, 3. Если звук стал чище, звонче, но проявился шум - увеличьте значение подавление шума. Комбинируя степень подавления шума и чувствительность, можно удалить шум без существенного ухудшения записи.

Порядок применения фильтров и избавление от шума

При обработке звука обычно я применяю фильтры в том порядке, в котором перечислил выше. Судя по статьям в Интернете, я изобрёл велосипед и так делают все. Тем не менее, в официальной инструкции к шумодаву Audacity советуют сначала удалить шум и только потом делать компрессию звука. Как я уже говорил в начале статьи, порядок может меняться в зависимости от ситуации, нужно думать самостоятельно и работа с очисткой от помех - как раз такой случай.

От шума избавиться не всегда легко. После многих фильтров его громкость, как и всех остальных звуков, становится разной на протяжении записи. Там, где были взрывные звуки, он тоже уйдёт. Где был тихий шёпот, после нормализации ставший различимым - проявится с десятикратной силой. Увы, фильтр подавления шума наиболее эффективно работает только с помехами равномерной громкости. Пробуйте сначала привести громкость записи к приемлемому уровню с помощью фильтра «Усиления сигнала», затем убирать шум и только потом применять компрессию динамического диапазона и ограничитель.

Другие фильтры Audacity

Обработав звук так, как я написал выше, запись станет если не идеальной, то хотя бы нормальной громкости и без шума. Такую можно использовать для подкаста или как дорожку к видео. Можно достичь кристально чистой записи, но тогда статья разрастётся до объёма книги. Лучше перечислю полезные фильтры, работу которых можете изучить самостоятельно:

  1. Эквалайзер (Equalization) - как в аудиоплеерах, только функциональнее. Чтобы усилить голос, нужно поднимать средние частоты. Чтобы приглушить шум ветра, приглушите низкие частоты (в эквалайзере слева).
  2. Удаление щелчков (Click removal) - для удаления треска и щелчков. Пригодится при оцифровке старых кассет.
  3. Усиление сигнала (Amplify) повышает общую громкость записи на столько, на сколько укажете. Не так интеллектуально, как нормировка сигнала, может пригодиться для усиления очень тихих записей.
  4. Notch filter для Nyquist вырезает из записи определённую частоту. Например, свист. Чтобы определить частоту, нужно построить график спектра (см. меню Анализ) и посмотреть, есть ли на графике острые пики. Это и будет частота, которую нужно ввести в Notch-фильтре.
  5. DeEsser для Nyquist - фильтр устранения «тсыканья» в записанной речи. Плагин нестандартный, его можно найти на форуме Audacity . Запускается через Эффекты - Ввод команд Nyquist - Load - файл DeEsser.ny.
  6. DeClicker для Nyquist - фильтр для очистки треска, скачать можно по ссылке выше там же, где лежит DeEsser. В отличии от фильтра удаления щелчков может убрать сильный треск.
  7. Низы и верхи - регулировка тона записи. Лично мне пригождается для коррекции тона голоса, делая его отчётливей звучащим, когда исходное качество записи плохое (запись лекций с диктофона в шумном помещении).

Названия могут отличаться. Я заметил, что от версии к версии перевод на русский отличается. Например, «Компрессия» стала «Компрессией динамического диапазона».

Правильное добавление фоновой музыки

Совет полезен для скринкастов и подкастов. Речь под легкую фоновую музыку слушать легче, запись получает эмоциональный окрас. Поделюсь секретом, который сохранит громкость музыки на приемлемом уровне, но вместе с тем сохранит и разборчивость речи.

Сначала нужно импортировать музыку. Она появится в проекте как отдельная звуковая дорожка:

Нужно немного приглушить запись с помощью регулятора громкости (см. скриншот ниже). Нужно добиться громкости, при которой фоновая музыка не отвлекает. Если при этом голос «забивается» - ничего страшного. В большинстве случаев -12 дБ - оптимальное значение.

Затем нужно поднять эту дорожку над всеми командой переноса на самый верх монтажного стола:

Дорожка с фоновкой должна быть над дорожкой с речью. Теперь самое важное: в Audacity есть фильтр, который убавит громкость дорожки в те моменты, когда на нижней что-то звучит. Подобный фильтр применяют при озвучке фильмов и сериалов, заглушая оригинальные голоса персонажей. Фильтр называется Автоприглушение (Auto Duck). Выделите верхнюю дорожку с фоновой музыкой и примените фильтр автоприглушения с такими настройками:

По умолчанию фильтр задавливает дорожку аж на 12 децибел, что ощущается как резкое уменьшение громкости и только отвлекает. -4 дБ - оптимальный вариант для ненавязчивой тихой музыки. 0,2 секунды (по умолчанию 0,5) - время, за которое дорожка изменит свою громкость. После применения фильтра вы услышите и увидите, что часть звука приглушилась, причём только в тех местах, где произносились фразы:

Таким образом музыка будет звучать ясно, когда нужно - приглушаться, уступая место речи. Полезный трюк. Не понимаю, почему так мало людей его использует.

Плавное нарастание и затихание записи

Эффект полезно применять к фоновой музыке, чтобы не оглушить слушателя резкими звуками. Просто выделите первые 2-3 секунды звуковой дорожки и нажмите Эффекты - Плавное нарастание. Затем 5-10 секунд в конце звуковой дорожки - Эффекты - Плавное затухание.

Плавное нарастание звука в начале записи нужно делать не больше 3 секунд, причём желательно, чтобы речь начиналась после достижения максимальной громкости звука, чтобы слушатель привык к звукам. Нехорошо, когда музыка появляется после начала рассказа. Человек автоматически прислушивается: «А что это там у них зашумело?» и отвлекается. Это можно избежать, плавно вводя фоновку, затем включая речь.

В конце записи музыка может затухать очень плавно, хоть 10-15 секунд. Если музыка заканчивается раньше речи, то становится понятно, что подкаст подходит к концу и слушатель начинает «ловить» последние слова, что очень удобно для затравки темы следующей записи и создания чувства общей завершённости. Впрочем, можно просто закончить речь, а музыку приглушить позже, это тоже не возбраняется.

Послесловие

В этой статье я рассказал о базовых приёмах записи и обработки звука. Это тот набор, благодаря которой сможете назвать комнату с компьютером и микрофоном «домашней студией». Если что-то пропустил или вы знаете более эффективные приёмы - пишите в комментариях, добавлю.

Встроенный микрофон, которым на сегодняшний день оснащается большинство ноутбуков, является весомым преимуществом в сравнении со старыми моделями лэптопов, когда пользователям приходилось приобретать данное устройство отдельно. Это не только лишняя трата денег, но и лишнее время для подключения, да и отдельное место тоже необходимо выделить.

Однако встроенное звукозаписывающее устройство, как и портативное, нужно настраивать. И важно настроить его правильно, потому что это напрямую влияет на звучание. Именно о том, как улучшить качество звука микрофона на компьютере, мы сегодня и поговорим.

Стандартные средства Windows

Если ваш ноутбук оснащен звукозаписывающим устройством, и он присутствует в «Панели управления», но все равно не работает или слышен шум, то возможно оно настроено на тихую передачу. То есть, чтобы повысить качество звучания, необходимо изменить некоторые параметры:


После проделанной работы протестируйте звукозаписывающую аппаратуру. Если голос слышно нормально, без помех, то она было настроено правильно. Если же помехи остались, читаем статью дальше.

Обратите внимание на то, что неполадки могут быть связаны с параметром усиления звучания, регулировка которого осуществляется во вкладке «Улучшения». Не рекомендуется устанавливать значение выше 10Дб. Здесь же можно и увеличить громкость.

Тот же принцип будет действовать, как для наушников со встроенным микрофоном, так и для веб-камеры.

Кодеки

Улучшить микрофон на ноутбуке можно с помощью «Realtek High Definition Codecs» – кодек и панель управления для улучшения исходящего от вас звука, которые подходят для всех типов и видов звукозаписывающей аппаратуры.
Выполняем следующие шаги :

  1. Заходим на официальный сайт .
  2. Выбираем «Realtek High Definition Codecs».
  3. Скачиваем актуальную версию программы в соответствии с установленной операционной системой;
  4. Устанавливаем утилиту при помощи установщика;

После того, как программа будет установлена на ваш компьютер, ее нужно настроить:


Теперь программа настроена и готова к работе. Она поможет значительно улучшить работу микрофона на ноутбуке.

Программное улучшение

Если же вы интересуетесь звукозаписью, то хорошая запись может быть обеспечена обработкой аудио. Например, с помощью программы Adobe Audition. Данная утилита предлагает пользователям целым ряд инструментов, в том числе и настройку гарнитуры:

  • Повышение четкости;
  • Удаление шума;
  • Изменение тона;

Кроме того, вы можете дополнительно установить расширения, которые проводят обработку звука в автоматическом режиме. Некоторые из них дают возможность получить невероятно высокое качество звучания, приближенное к студийному.

Качество звука – это самый важный параметр для пользователей, которые активно используют программы для записи и интернет-телефонию. В первую очередь оно определяется качеством интернет соединения. Более того, скорость и состояние интернета важна у обоих собеседников и влияет на разговор в равной мере.

Такие программы, как Skype, Viber и т.д. имеют в приоритете стабильность разговора, и если у вас не самый быстрый интернет, то софт в автоматическом режиме начнет принимать сигнал худшего качества, чтобы пользователь мог слушать его беспрерывно. Чтобы значительно улучшился звук в скайпе при разговоре, остановите загрузку и скачивание любых файлов. Порою это помогает в полной мере решить проблему плохого звучания.