Вашингтонская конференция. Вашингтонская конференция Заключенными вашингтонской конференции 1922 году

В конгресс-холле Constitution Hall, в Вашингтоне . В работе конференции приняли участие США , Великобритания , Китай , Япония , Франция , Италия , Бельгия , Нидерланды и Португалия , а также пять британских доминионов , хотя основные вопросы решались тройкой сильнейших морских держав США - Британская Империя - Япония. Советская Россия не получила приглашения в Вашингтон, вследствие чего заявила о своём непризнании любых решений конференции.

Вашингтонская конференция была созвана по инициативе США, которые рассчитывали добиться благоприятного для себя решения вопроса о морских вооружениях и закрепления нового соотношения сил в Китае и в бассейне Тихого океана. Конференция также была направлена против национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран. Советское правительство, не получившее приглашения на конференцию, заявило 19 июля и 2 ноября 1921 года протест против устранения её от участия в вопросах конференции, а 8 декабря 1921 года направило протест против обсуждения на ней вопроса о Китайско-восточной железной дороге. В декабре 1921 года в Вашингтон прибыла делегация Дальневосточной республики , но она не была допущена на конференцию.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Версальско-Вашингтонская система

    ✪ Парижская мирная конференция и Версальский договор

    ✪ Аравия после Первой мировой войны

    Субтитры

Характеристика условий

Во времени проведения конференции английское правительство имело долг перед США - 4,5 млрд долл., Франция - 3,5 млрд долл, Италия - 1,8 млрд долл.

Основные договоры

Договор четырёх держав от 13 декабря 1921 года , который стал известен как «Четверной тихоокеанский трактат» или «Дальневосточная Антанта». В него входили такие страны как США, Великобритания, Франция и Япония. Договор имел целью объединить силы союзников против национально-освободительного движения народов бассейна Тихого океана и Дальнего Востока. Согласно этому договору подписанты обязались взаимно уважать права на острова и островные владения в Тихом океане. Договор предусматривал также (под давлением американской дипломатии) ликвидацию англо-японского союза 1902 года , направленного в тот период против планов США на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. Против англо-японского союза высказывались и некоторые британские доминионы (в первую очередь Канада), которые опасались усиления Японии за счет Китая и других стран Дальнего Востока. Таким образом, соглашение юридически закрепляло статус-кво и временное равновесие четырёх держав в Тихоокеанском регионе.

Договор пяти держав , более известный как Вашингтонское морское соглашение 1922 года . Договор между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией об ограничении морских вооружений. Соглашение устанавливало соотношение тоннажа линейных судов и авианосцев в следующей пропорции: 5:5:3:1,75:1,75 (США, Англия, Япония, Франция, Италия соответственно). Было также принято предложение США о запрещении постройки линкоров водоизмещением свыше 35 тыс. т. Соглашение было заключено на срок до 31 декабря 1936 года.

Договор девяти держав от 6 февраля 1922 года , подписанный всеми участниками конференции. Договор касался обеспечения гарантий территориальной целостности Китая, уважения его суверенитета , а также провозглашал принцип «открытых дверей и равных возможностей» по отношению к Китаю в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки в Китае с целью получения специальных прав и привилегий, которые могут нанести ущерб правам и интересам иных государств-участников договора. Китай рассматривался участниками договора как общий объект эксплуатации. Этот договор был направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. Ещё раньше, 5 февраля 1922 года, Япония вынуждена была подписать так называемое Вашингтонское соглашение - китайско-японское соглашение об эвакуации японских войск из китайской провинции Шаньдун , а также о возвращении Китаю железной дороги Циндао - Цзинань и территории Цзяо-Чжоу . Глава японской делегации дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы «двадцати одного требования» Японии о назначении японских советников при китайском правительстве и др. Однако требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии Япония отклонила. Одновременно с Договором девяти держав 6 февраля 1922 года был подписан Трактат о китайском таможенном тарифе, где закреплялись таможенные неравноправия Китая.

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Вашингтонская конференция 1921-1922 гг.

(реферат)

Выполнил студент
3 курса 193 группы
Конюхов Виктор Алексеевич

_______________
(подпись)

Проверил доц., к.и.н. Курныкин О.Ю.

_______________
(подпись)

Барнаул 2012

Вашингтонская конференция 1921-1922 гг.

1.Обострение японо-американских противоречий в Тихоокеанском регионе после Первой мировой войны.

Поскольку США не заинтересованы в настоящее время в войне с Японией, постольку значительная часть прессы, даже и херстовская, в настоящее время старается доказать, что США не думают воевать, что им не из-за чего воевать, что они даже Филиппины оставляют и не обеспокоены тем, что Япония будет в будущем делать.

Вашингтонская конференция устанавливала временное равно­весие сил в Тихоокеанском и Дальневосточном регионах. Одно­временно с этим её решения отражали намечающиеся противоре­чия, в первую очередь между США и Японией. Принятые ею реше­ния не учитывали интересов Советской России, представители которой не были приглашены на конференцию.


Действительно влиятельные политики постараются доказать, что их настроения в отношении Японии и японцев самые мирные. Очень характерно, что творец всех калифорнийских антияпонских законов старик Мак-Клачи в беседе с генконсул СССР в Сан-Франциско Галковичем старался доказать, что он истинный друг Японии и что он уверен в нормальном развитии японо-американских отношений. Трудно сказать, насколько продуманна новая линия поведения в дальневосточной политике, ведь профессор Кернер из Калифорнийского университета, человек, близко стоящий к Стэйт департменту, убеждал генконсула, и очевидно искренне, в том, что США не имеют внешней политики и то, что делается, - делается стихийно и от случая к случаю. Во всяком случае, если продумать и сопоставить друг с другом ряд фактов, то приходится прийти к заключению, что сейчас США имеют новую линию в своей дальневосточной политике, конечно, обусловленную последними событиями, но линию, заключающуюся в том, чтобы, прикрываясь политикой дружбы, вести активную военную подготовку армии, флота и населения к грядущим событиям на Дальнем Востоке.

Происходит, очевидно, подготовка и в области дипломатической. У нас нет данных, чтобы судить об этой подготовке по официальным и проверенным документам, но мы имеем полное право судить о ней по отдельным выступлениям видных американцев.

Характерно, что в наиболее известном Сан-Францисском клубе, где обсуждаются довольно открыто и иногда довольно откровенно вопросы внешней политики страны, вот уже пятый месяц как обсуждается вопрос: «Нужно или не нужно соглашение с Англией?» Характерно, что представители флота, выступавшие неоднократно в клубе, довольно рьяно защищали тезис о необходимости соглашения с Англией.

Вашингтонская конференция была созвана по инициативе США, которые рассчитывали добиться благоприятного для себя решения вопроса о морских вооружениях и закрепления нового соотношения сил в Китае и в бассейне Тихого океана. Конференция также была направлена против национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран. Советское правительство, не получивший приглашения на конференцию, заявило 19 июля и 2 ноября 1921 года протест против устранения ее от участия в вопросах конференции , а 8 декабря 1921 года направило протест против обсуждения на ней вопроса о Китайско-восточной железной дороге. В декабре 1921 года в Вашингтон прибыла делегация Дальневосточной республики, но она не была допущена на конференцию.


Были и другие мнения, но все же именно военная часть высказала эту точку зрения. В свое время в СССР нашумела книга Денни об англо-американской борьбе, мы здесь не имели возможности заниматься всей суммой англо-американских отношений, но ни в прессе, ни в беседах мы не видели, чтобы атмосфера была антианглийской. Наоборот, точка зрения необходимости соглашения с Англией очень сильна и высказывалась видными представителями флота, что косвенно показывает на желательность официальных кругов, чтобы население направляло свою мысль в этом направлении.

Мне кажется, что точку зрения представителей флота можно понять только в общем свете подготовки против Японии, подготовки к войне на Дальнем Востоке.

В Сан-Франциско мне несколько раз рассказывали о том, что, когда в 1931 году решался вопрос о том, что делать с Японией, и Стимсон склонялся к решительным действиям, флот ответил, что «флот не готов, флот воевать не может». Сейчас флот готовится. Считается общепризнанным, что Рузвельт особенно внимателен к нуждам флота. Считается, что нынешний Конгресс Америки - нэви майндид, - что означает «флотски мыслящий».

Большинство военных писателей США, в частности генерал Стерлинг, стараются доказать, что США нужен флот для защиты своих берегов, простирающихся от Аляски до Мексики.

В личных беседах представители американского флота не любят говорить о миссии американского флота, а указывают на то, то он предназначен для защиты берега. В действительности это неверно. Разговоры о том, что Гавайская база важна для США как основное прикрытие ее тихоокеанского берега, неискренни. Гавайи отделены от США расстоянием в 2300 миль. Расстояние от Гавайских островов до Японии - 3400 миль. Конечно, в случае войны вполне мыслимо движение японского флота в сторону американского берега Тихого океана, однако нынешних американских сил вполне хватит для того, чтобы защищать непосредственно берег.

Вашингтонская конференция 1921-1922 годов об ограничении морских вооружений и проблемах Д. Востока и бассейна Тихого океана. Проходила с 12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года в Вашингтоне. Являлась этапом на пути создания т. н. версальско-вашингтонской системы , т. е. территориального передела мира и сфер влияния между гл. империалистич. державами после 1-й мировой войны. Была созвана по инициативе США. В работе В. к. приняли участие США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия.


Очевидно, что американский флот ставит себе ясно наступательные действия. Это особенно вскрывается последними большими ассигнованиями на флот (1932-33 г. - 349 561 000 долл., 1933-34 г. - 282 310 000 долл. плюс суммы, отпущенные дополнительно по линии НРА, 1934-35 г. - 295 млн долл. плюс сумма по линии НРА). Даже для не вооруженного военным знанием взгляда, живя на западном берегу США, становится ясным, что в 1934 и 1935 гг. усилилась военно-морская подготовка США. В марте 1935 г. было решено построить дополнительно несколько воздушных баз на Тихом океане. Одна из баз должна была быть построена на острове Оаху на Гавайях, недалеко от Пирл-Харбора. Хотя об этом нигде не говорилось, но последние маневры показали, что, очевидно, соответствующие военные сооружения построены и на острове Мидвей (небольшой коралловый остров на полпути от США к Китаю).

Адмирал Стерлинг несколько раз высказывал тот взгляд, что «безопасность» (читай - оснащенность и готовность флота к нападению) Тихого океана от Сан-Диего до острова Атту, наиболее западного острова в цепи островов у Аляски, так же как и безопасность Гуама, Филиппинского архипелага и Панамы, требует полной подвижности всего годного военного флота США на этой широкой поверхности океана».

«Создание соответствующих морских и воздушных баз» - такова основная задача, стоящая перед США, и эту задачу сейчас они быстро выполняют.

Хотя американцами послано в Японию военное судно в знак дружбы, но происходящие сейчас маневры всего американского флота в Тихом океане предусматривают со всей очевидностью только одного врага - Японию. Адмирал Като, наш знакомый по Токио и сторонник большого флота Японии, недавно (в мае месяце) довольно грубо заявил, что американский флот слишком близко подошел к японским берегам. Ему немедленно адмирал Стэнли ответил в Сан-Франциско, что маневры американского флота касаются только США.

Последние маневры проводятся в исключительно таинственной обстановке. Однако уход всего флота в сторону Гавайских островов, а затем вылет 43 самолетов на Мидвей и дальнейшее движение флота в ту же сторону показывают, что маневры предусматривают не защитные, а в основном наступательные действия.

Очевидно, что в течение ближайших двух лет вся система фортификаций и постройка дополнительных баз как на побережье от Аляски до Мексики, так и в самом океане будут закончены.

Одновременно с активизацией действий военного флота окончательно решен вопрос и об открытии воздушной линии Сан-Франциско - Гавайи - 2400 миль, Гавайи - Мидвей - 1380 миль, Мидвей - Уэйк - 1248 миль, Уэйк - Гуам - 1450 миль, Гуам - Манила - 1500 миль, Манила - Кантон - 700 миль.

Самый большой и опасный участок считается Окленд - Гавайи. Сейчас этот путь сделан в одну и обратную сторону клиппером американской авиационной кампании приблизительно в 35 часов. Капитан клиппера Мюзик после полета заявил, что ничего авантюрного в таком полете не было и что это совершенно нормальный полет, в котором ни летчики, ни машина не рискуют. Еще в марте вышел корабль для оборудования линии Мидвей - Уэйк. Близкие знакомые, понимающие в этом деле и связанные с кругами воздушного флота, полагают, что линия будет оборудована в течение этого лета. Здесь считается, что в течение ближайших лет рейсы Кантон - Сан-Франциско через Манилу станут вполне доходными и излюбленным способом передвижения. Однако, кроме коммерческой, имеется и чисто военная сторона в этом деле. Она ясно показывает наступательные способности американского воздушного флота.

Мы здесь не освещаем американо-китайских отношений и японо-китайских, но к сказанному по поводу военной подготовки США приходится добавить и то, что США по-прежнему оказывают значительную, хотя и косвенную поддержку Нанкину в создании воздушного флота. Несколько китайских военных комиссий, которые побывали в США в течение 1934-35 гг., пользовались всяческим вниманием местных морских и военных властей.

Недавно приехавший из Китая секретарь американского отделения Института тихоокеанских отношений Филд в беседе косвенно подтвердил этот факт.

Если оставить в стороне военную подготовку и иметь в виду только спорные экономические вопросы между США и Японией за последние месяцы, то мы увидим, что, несмотря на внешние мирные комплименты, они в значительной степени обострены.

Сюда относятся два вопроса, которые очень легко изучать именно здесь, в Калифорнии.

36% американской нефти экспортируется из Калифорнии, и главным образом «Калифорния стандард ойл компани», организацией, понятно, связанной с Рокфеллером, но все же имеющей значительную независимость, причем многие утверждают, что президент «Калифорния стандард ойл» Кингсбери имеет самое сильное влияние на определение дальневосточной политики США. Интересы «Стандард ойл» сильно ущемлены в Маньчжурии декретом маньчжурского правительства. США приняли все меры к тому, чтобы выступить совместно с Англией по вопросу о нефти перед японским правительством. Последнее довольно осмелело после своих удачных дебютов в 1931-32 гг. и заявило, что оно не может навязывать своих условий маньчжоугоскому правительству. Протест пока что остался бумажным.

Второй вопрос - обострение борьбы вокруг рынков сбыта. Энергичный завоз Японией товаров в 1933-1934-1935 гг. во все страны Латинской Америки и в США вызвал здесь самое сильное негодование. В Конгрессе, в местных клубах появился целый ряд резких, правда, сугубо экономического характера, антияпонских выступлений. Япония в знак протеста против этого шума и чтобы показать США, что они должны уважать японского потребителя, начала изучать возможность покупки хлопка в Бразилии.

В добавление к изложенному приходится сказать, что выехавшая в марте экономическая комиссия во главе с Форбсом на Дальний Восток как по составу своих членов, так и по своим выступлениям скорее носит прокитайский характер. Поездка этой комиссии в Токио скорее дело любезности и , чем искренности и действительной необходимости. Недаром эта комиссия получила сравнительно холодный прием в Японии.

Дальнейшая тактика США в ее отношениях с Японией

Пока США не будут окончательно подготовлены к тому, чтобы заговорить снова с Японией таким же голосом, каким они говорили с ней в 1921-22 гг., США будут избегать больших, могущих привести к непосредственному взрыву действий. Если США не успеют к 1936 году в значительной степени подогнать подготовку своего флота и если они не в состоянии будут договориться с Англией, - можно и нужно ждать в начале 1936 года какого-то нового, дополнительного, возможно кратковременного, компромиссного решения по вопросу о дальнейших вооружениях либо отсутствия какого бы то ни было решения. Во всяком случае, США к тому времени не будут в такой степени подготовлены, чтобы решиться на взрыв японо-американских отношений. Вряд ли Япония, при всей своей агрессивности, также решится на такой шаг. Очевидно, решение вопроса будет отодвинуто еще на некоторое время.

Ни характер спорных вопросов, ни соперничество флотов, ни общее направление политики как Японии, так и США не дают нам повода для того, чтобы думать, что отношения между США и Японией будут развиваться действительно мирным, дружественным путем. Несомненно, что обе стороны по причине недостаточной подготовленности будут искать отсрочки от решительной схватки.

В Калифорнии, так же как и в некоторых других штатах, имеются известные группы, тесно связанные с некоторыми финансовыми группами в Японии. Степень фактического влияния фирм «Мицубиси», «Мицуи» и «Иокагама Спеши банк» в Калифорнии довольно значительна. С ними довольно тесно переплетаются интересы «Кун-Леб комп[ани]» через Англо-калифорнийский банк и отчасти моргановские интересы через «Бэнк оф Америка», но характерно, что эти интимные отношения тщательно скрываются, и даже в разговорах с руководителями этих банковских кругов иногда можно выявить антияпонские настроения.

В связи с этим становится довольно ясным, что в дальнейшем в дальневосточных вопросах американская дипломатия волей или неволей будет стремиться в какой-то форме искать соприкосновения с нами. Несомненно, что уже сейчас в армии и во флоте имеются группы, смотрящие в этом направлении. Наша задача заключается в том, чтобы эти настроения с выгодой для себя в дальнейшем использовать.

2. Вашингтонская конференция

2.1. Расторжение англо-японского союза и подписание договора четырех держав

Англо-японский союз - союз между Великобританией и Японией, действовавший в 1902-1923 годах.

Первый союзный договор сроком на 5 лет был подписан в Лондоне 30 января 1902 года. Текст договора предусматривал нейтралитет одного из союзников в случае войны другого с какой-либо державой и военную помощь другому союзнику, если к его противнику присоединится одно или более государств. Он гарантировал «специальные интересы» Англии в Китае, а Японии - в Корее и Китае и право союзников на вмешательство, если их «специальным интересам» будет угрожать какая-либо опасность из-за «беспорядков» внутри этих стран или опасность извне. Договор носил антирусскую направленность и был для Японии подготовкой к русско-японской войне.

Второй союзный договор сроком на 10 лет был подписан 12 августа 1905 года в Лондоне. По нему признавался протекторат Японии над Кореей. В отличие от первого договор 1905 предусматривал военную помощь одного союзника другому в случае войны даже с одной какой-либо державой; в сферу действия договора были включены индийские владения Англии. В условиях обострения отношений с Японией Англия опасалась, что в случае возникновения японо-американской войны она вынуждена будет, по условиям договора 1905, оказать помощь Японии.

Третий союзный договор сроком на 10 лет был подписан в Лондоне 13 июля 1911 года. По его условиям союзник не должен был оказывать военную помощь другому против той державы, с которой он имеет генеральный арбитражный договор (в это время Англия вела переговоры с США о заключении такого договора).

Столкновения экономических интересов Японии и Англии в Китае, а также сближение Англии и Японии с Россией ослабили антирусскую направленность и общее значение Союза. В изменившейся международной обстановке Союз принял антигерманский характер. На Парижской мирной конференции 1919-1920 Япония, используя Союз и поддерживая Англию по ряду вопросов , добилась удовлетворения своих притязаний на Шаньдун и на тихоокеанские острова, принадлежавшие Германии.

На Вашингтонской конференции 1921 - 1922, 13 декабря 1921 года был заключён Трактат четырёх держав между США, Великобританией, Францией и Японией. Статья 4 гласила, что после ратификации договора англо-японский союз, возобновлённый в 1911 году, теряет силу. Английские подчеркнуть, что договор был не аннулирован, а лишь заменён соглашением четырёх держав, - двусторонний пакт уступил место пакту четырёх держав. Однако японский делегат так определил смысл статьи 4: «Во всяком случае вы устроили союзу (англо-японскому) блестящие похороны».

Договор четырех держав 1921 г . - подписан 13. XII на Вашингтонской конференции (см.) между США, Великобританией, Францией и Японией; оформил ликвидацию англо-японского союза.

Дипломатия США стремилась к подрыву англо-японского союза ещё задолго до созыва конференции в Вашингтоне. Выполнение этой задачи облегчалось для США тем, что в самой Британской империи не было единства по вопросу о продлении союза с Японией. На имперской конференции 1921 Канада выступала против союза, в то время как Австралия и Новая Зеландия, опасавшиеся агрессии Японии, высказывались за поддержание с ней союзных отношений.

С целью давления на английское правительство в апреле 1921 в Лондон был послан с неофициальной миссией редактор "Нью-Йорк Таймс" - Окс. В результате переговоров Окса с первым лордом адмиралтейства Ли английское правительство сделало вывод, что возобновление англо-японского союза вызовет резкое обострение отношений с США. Для нажима на Англию Вашингтон использовал также ирландский вопрос. В связи с предстоявшим летом 1921 обсуждением в конгрессе США вопроса о признании Ирландской республики государственный секретарь Юз в беседе с английским послом Геддесом 23. VI заявил, что решение конгресса будет зависеть от характера взаимоотношений между Англией и Японией. Английская уступить. Несмотря на то, что вопрос об англо-японском союзе не был включён в повестку дня Вашингтонской конференции, 1. XII 1921 делегат Англии Бальфур пригласил делегата Японии Като для переговоров. Впоследствии в переговорах приняли участие США, а также Франция (привлечённая по инициативе США). Переговоры велись в строгой тайне, и конференции был представлен уже готовый проект договора.

В ст. I и II Ч. д. д. стороны согласились "уважать в своих взаимоотношениях право каждой из них на свои островные владения и островные территории в районе Тихого океана", а также договорились о взаимной консультации в случае, если указанные права подвергаются опасности со стороны какой-либо другой державы. Ст. III определила срок действия договора в 10 лет, с последующим продлением на неограниченный срок, если одна из сторон не заявит о его денонсации за 12 месяцев. Важнейшей статьёй договора является ст. IV, которая предусматривает, что с момента его вступления в силу прекращает своё действие англо-японский союз.

В приложенной к договору декларации указано, что распространение ст. I и II договора на мандатные территории на Тихом океане не означает признания США системы мандатов.

Подобно другим решениям, принятым на Вашингтонской конференции, Ч. д. д. не только не учитывал интересы великой тихоокеанской державы - Советского Союза, но и был прямо направлен против Советского государства. Договор закреплял за Японией её стратегические позиции, вблизи советской территории.

2.2. Введение ограничение морских вооружений.

Политическая ситуация накануне соглашения

США вышла из Первой мировой войны ведущей промышленной державой мира. Имея в 1920 году всего 6% мирового населения, они сосредоточили в своих руках 66% мировой добычи нефти, 60% меди, 60% алюминия, 50% угля, 20% добычи золота, 85% производства автомобилей. Суммарная задолженность европейских стран США составляла 11,6 млрд. долл., в том числе Великобритания - 4,7 млрд., Франция - 3,8 млрд., Италия - 1,9 млрд. Возросшая экономическая мощь США требовала расширения политического влияния этой державы.

Кроме США только Великобритания могла претендовать на статус державы мирового значения. Соперничество между этими двумя государствами стало основным узлом международных противоречий. США успешно конкурировали с Великобританией на рынках её доминионов (Канада, Австралия, Новая Зеландия), путём займов и создания сети банков вытесняли её из Южной и Центральной Америки. Важным объектом англо-американского соперничества стал Китай, где Великобритания обладала огромной собственностью и проводила политику раздела страны на сферы влияния. США противопоставляла ей политику под лозунгом «открытых дверей», вытесняя конкурентов путём экономического давления. Пересекались интересы двух держав и в борьбе за природные ресурсы - нефть, каучук, хлопок.

Другим серьёзным соперником США была Япония. В 1914-1918 годах, когда внимание ведущих держав было отвлечено войной, Япония последовательно укрепляла свои позиции на Дальнем Востоке. Путём экономического и военного давления она постепенно превращала Китай в японскую колонию. Кроме того, по Версальскому мирному договору Японии отошли бывшие германские колонии - порт Циндао и Шаньдунский полуостров. В качестве обоснования своих претензий на Китай, Япония выдвинула свой вариант «доктрины Монро» - Азия для азиатов. Интенсивно развивавшаяся в годы войны японская промышленность позволила японским товарам вытеснять английский и американских конкурентов из Китая, проникать в Латинскую Америку, в том числе в Мексику - сферу жизненных интересов США. Ситуацию осложняло то, что Япония и Англия были связаны союзным договором, срок которого истекал в 1921 году.

Определённые затруднения испытывала на Дальнем Востоке и Великобритания. Обладая в этом регионе обширными владениями и военными базами (Австралия, Новая Зеландия, Британская Малайя, Гонконг, Сингапур) и большими экономическими ресурсами (каучук, нефть), она сталкивалась с конкуренцией не только со стороны США, но и Японии, которая активно проникала в английские сферы влияния - долину Янцзы и Южный Китай. Англия всё яснее осознавала опасность усиления Японии и всё сильнее раздавались голоса за разрыв англо-японского договора.

В то же время существовали точки соприкосновения интересов Великобритании и США. США нуждались в посредничестве Англии в международной торговле. В интересах обеих стран было не допустить усиления Франции в Европе и Японии на Дальнем Востоке.

Ход конференции

Конференция началась 12 ноября 1921 года.Основными вопросами, которые рассматривались на конференции, были:

    Вопрос об ограничении вооружений:

    Ограничение линейных флотов;

    Ограничение подводных флотов;

    Ограничение сухопутных сил.

    Вопрос об ограничении линейных флотов

Конференцию открыл председательствовавший на ней государственный секретарь США Чарльз Хьюз. Он объявил о готовности США пустить на слом 15 из 16 кораблей профинансированных в 1916 году: 3 из 4 линкоров типа «Колорадо», все 6 линкоров типа «Южная Дакота» и 6 линейных крейсеров типа «Лексингтон». Взамен он предложил Великобритании и Японии пустить на слом все свои строящиеся корабли. На втором этапе из состава флота предлагалось исключались некоторые старые корабли, чтобы общий тоннаж линейных флотов оказался в пределах оговоренных лимитов. Заменять оставшиеся корабли разрешалось только по прошествии 10-летнего срока при условии, что лимиты по тоннажу не будут нарушены и водоизмещение новых кораблей не превысит 35 000 т, а калибр орудий - 406 мм.

В результате США должны были прекратить строительство 15 новых кораблей и списать 15 старых додредноутов, оставив в строю 18 кораблей. Великобритания - отказаться от строительства запланированных кораблей и списать 19 старых, оставив в строю 22 корабля. Япония - отказаться от строительства заложенных и запланированных 15 кораблей и списать 10 додредноутов, оставив в строю 10 кораблей.

В дальнейшем тоннаж линейных флотов этих стран должен находиться в соотношении 5:5:3.

Великобритания принципиально согласилась с этим предложением, за исключением 10-летнего перерыва в строительстве, который пагубно отразится на британской военной промышленности. В ответ была предложена постепенная замена кораблей. Она также выступала за 43 000-тонный предел водоизмещения, считая 35 000 т недостаточным для линкора с 406-мм орудиями.

Япония настаивала на соотношении 5:5:3,5 и добивалась права достроить линкор «Мицу» типа «Нагато».

В результате дискуссии стороны пришли к соглашению. Япония получила право достроить линкор «Мицу», США - «Колорадо» и «Зап. Вирджинию», Британия - построить два новых линкора с учётом ограничений по водоизмещению и калибру орудий. Взамен Япония дополнительно утилизировала 1 корабль, США - 2, а Британия по вступлении в строй новых кораблей - 4.

Соотношение тоннажей 5:5:3 осталось без изменения. Взамен США и Англия согласились ограничить строительство и укрепление военных баз на островах Тихого океана.

Вопрос об ограничении подводных флотов

Одним из самых серьёзных спорных вопросов на конференции был вопрос о тоннаже подводного флота. По проекту Хьюза, США и Англия получали квоту по 90 тыс. т каждая, Япония - 40 тыс. В США были сильны настроения за полное запрещение подводных лодок.

Дискуссия по этому вопросу продолжалась более недели. Англия, отказавшись от принципа «двух флотов», стремилась компенсировать сокращение линейного флота строительством подводных лодок и требовала сократить подводный флот своей традиционной соперницы Франции. В качестве аргумента приводился опыт неограниченной подводной войны Германии в Первую мировую войну. По мнению английской делегации, Франция, обладая обширной сетью военно-морских баз, представляла большую угрозу, чем Германия.

Франция, имевшая по сравнению с Англией незначительный линейный флот, потребовала для себя равную с Англией квоту по подводным лодкам - 90 тыс. т, полагая, что только подводные лодки могут гарантировать безопасность её территории. Похожую позицию на конференции занимали Италия и Япония.

США, приняв в этой дискуссии сторону Англии, предложили Франции квоту 60 тыс. т. Связавшись по телеграфу с правительством, делегация Франции ответила отказом. Это означало срыв договорённости по подводным лодкам.

Вопрос об ограничении сухопутных сил

В связи с ограничением военных флотов, на конференции обсуждался вопрос о сухопутных силах. В качестве одного из аргументов против увеличения французского подводного флота, Английская делегация выразила беспокойство, что французская армия (800 тыс. человек и 2000 самолётов) значительно превосходит необходимые силы для защиты границ с Германией и направлена против Англии. В ответ Франция соглашалась сократить свою сухопутную армию, если страны-участники согласятся гарантировать безопасность Франции со стороны Германии. Это предложение было отклонено, и вопрос о сокращении армии не нашёл отражения в документах конференции. Также после этого Франция потребовала сокращения линейного флота у Англии

2.3. Проблема Китая на конференции. Договор девяти держав.

Договор девяти держав - одно из соглашений, подписанных во время Вашингтонской конференции 1921-1922 годов. Договор касался обеспечения гарантий территориальной целостности Китая, уважения его суверенитета, а также провозглашал принцип «открытых дверей и равных возможностей» по отношению к Китаю в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки в Китае с целью получения специальных прав и привилегий, которые могут нанести ущерб правам и интересам иных государств-участников договора.

Предыстория

Ещё в сентябре-ноябре 1899 года государственный секретарь США Джон Хэй, опасаясь, что дело движется к разделу Китая между европейскими державами и Японией, разослал дипломатические ноты, в которых призывал другие державы подтвердить приверженность политике «открытых дверей» в их сферах влияния в Китае. Хотя формальных подтверждений не последовало, Хэй заявил, что державы в принципе поддержали идею, и соглашения, заключаемые после 1900 года, ссылались на принцип «открытых дверей».

Соединённые Штаты были обеспокоены усилением японских позиций в Китае после русско-японской войны, и, особенно, после выдвижения Японией «Двадцати одного требования», поэтому в 1917 году было подписано соглашение Лансинга - Исии.

5. Англо-американские противоречия и Вашингтонская конференция 1921 - 1922 гг.

Когда английское правительство убедилось в том, что пра­вительство Гардинга не склонно торопиться с международным обсуждением вопроса об ограничении морских вооружений , оно решило проявить в этом деле свою инициативу.

Лишь через полтора десятка лет, в связи с опубликованием документов Окса, издателя «Нью-Йорк тайме», раскрылись некоторые тайны дипломатической кухни, где подготовлялась Вашингтонская конференция.

Предложение об установлении паритета между флотами Англии и США и заключении соглашения между ними по этому вопросу было впервые высказано первым лордом британского адмиралтейства (т. е. морским министром) лордом Ли в пуб­личной речи, произнесённой 16 марта 1921 г., хотя вдохновите­лем этой идеи считается Ллойд Джордж. Английские империа­листы считали, что из двух зол надо выбирать меньшее. Луч­ше формальный паритет, чем гонка морского строительства, в которой Англия останется позади.

Английское правительство надеялось, что речь, произнесён­ная Ли, привлечёт внимание американской дипломатии и что начнутся переговоры и обсуждение этого предложения.

Несмотря на движение народных масс за сокращение во­оружений в самой Америке, Вашингтон, однако, остался глу­хим к выступлению Ли, и американские верфи продолжали ра­ботать с полной нагрузкой.

Тогда англичане стали действовать более решительно, но всё ещё неофициально. В апреле 1921 г. Оке, оказавшийся в Лондоне, получил приглашение посетить лорда Ли. Первый лорд британского адмиралтейства попросил его передать не­официально вашингтонскому правительству, что Англия «го­това отказаться от традиционной политики содержания флота, равного двум другим сильнейшим в мире флотам, и догово­риться с Соединёнными Штатами о равенстве их флотов» .

Ли соглашался также предоставить США господство на Тихом океане, сохранив за Англией господство в Атлантике.

К делу был привлечён и Э. Маршалл, корреспондент «Нью-Йорк тайме» в Лондоне, и предложения Ли были переданы Дэнби, морскому министру США. Вскоре начались официаль­ные переговоры двух империалистических соперников, в кото­рых Америка выдвинула со своей стороны предложение о ликвидации англо-японского союза, указывая при этом, что Канада, «вероятно», тоже будет поддерживать это требование.

Резолюция Бора о созыве международной конференции по­лучила теперь быстрое продвижение. Она была единогласно принята сенатом 25 мая 1921 г. и почти единогласно палатой представителей 29 июня. В начале июля английский министр иностранных дел, преследуя цели империалистической полити­ки, уже официально предложил американскому послу пореко­мендовать Гардингу проявить инициативу и предложить созыв конференции по обсуждению вопроса о морских вооружениях. Английское правительство не без основания всё ещё опасалось, что ввиду традиционной американской подозрительности и ан­типатии к Англии открытая английская инициатива может встретить сопротивление среди американской буржуазии. В условиях американской инициативы Англии было удобнее также разыграть карту с англо-японским союзом.

Между тем американские империалисты не скрывали, что с- их точки зрения тихоокеанская проблема теснейшим образом» связана с вопросом о морских вооружениях и с международ­ным положением в целом. Гардинг в одной из своих речей за­явил: «...Взоры всего мира обращены к Тихому океану. В обес­силенной Европе едва ли назреет скоро конфликт, но Тихий океан несёт угрозы, которые нас близко касаются» .

Япония не скрывала своего желания сохранить военно-по­литический союз с Англией. Летом 1921 г., когда в Лондоне решался вопрос, быть или не быть в дальнейшем англо­японскому союзу, токийское правительство снарядило в Англию наследника престола, будущего императора Хирохито, с пору­чением повлиять на англичан в сторону возобновления до­говора.

Использование Японии в роли сторожевого пса британских империалистических интересов на Тихом океане вошло «в плоть и кровь» английской дальневосточной политики. Английские империалисты поэтому с неохотой пошли на ликвидацию воен­но-политического союза с Японией.

В июне 1921 г. на имперской конференции премьер-министр Ллойд Джордж, министр иностранных дел Керзон и всё английское правительство всё ещё настаивали на возобновле­нии англо-японского союза. Премьер-министр Австралии Юз также оказался горячим сторонником сохранения этого союза. Только канадский премьер Мейэн под воздействием американ­ских империалистов выступил за ликвидацию англо-японского соглашения. Его частично поддержал Смэтс, представитель Южно-Африканского Союза.

Точка зрения премьера Канады по вопросу о союзе с Япо­нией, отражавшая сильную зависимость этой страны от Уоллстрита, в конце концов победила. Объясняется это тем, что пре­зидент США Гардинг поддержал её в своём письме, а также тем, что отказ от союза с Японией был одним из условий, на основе которых Лондон мог бы добиться соглашения с Амери­кой по вопросу о морских вооружениях.

Англия не имела оснований жалеть об этой перемене своей тихоокеанской политики, так как на Вашингтонской конферен­ции, открывшейся 12 ноября 1921 г., ей удалось добиться того максимума благоприятных результатов, на которые при данной международной ситуации она вообще могла рассчитывать. Вместе с тем уступки, на которые она вынуждена была пойти, были весьма существенны.

Правительство США согласилось на паритет основных ка­тегорий судов с Англией, но в действительности американский флот, как впоследствии утверждал американский морской ми­нистр, не стал даже равным английскому: уже в 1924 г. уста­новилось фактическое соотношение 4: 5. Точно так же действи­тельное соотношение его с японским флотом было не 5:3, а 4: 3.

Кроме того, Англия явно к своей выгоде, обладая широкой сетью морских баз, имела все возможности развивать крейсер­ский флот и другие категории лёгких судов, так как тут ника­ких ограничений не было установлено. Предоставив номи­нально Тихий океан Америке, английский империализм тем самым ещё больше столкнул последнюю с Японией и увеличил возможности широкого маневрирования между ними. Амери­канский же империализм на некоторый период избежал опас­ности образования англо-японской коалиции, которая могла бы бросить против него свои объединённые морские силы как на Атлантике, так и на Тихом океане. Американское правитель­ство было вынуждено пойти на этот компромисс также вслед­ствие сопротивления народных масс гонке морских вооружений.

Монополисты США надеялись, что договором о временном ограничении гонки морских вооружений они обеспечили уплату военных долгов «союзными» державами. При расходовании огромных средств на вооружения уплата долгов сразу же стала бы практически невозможной. Один только английский долг США после консолидации его к 1923 г. был определён, включая проценты, наросшие к тому времени, в огромную сумму 4,7 млрд. долл. Уплата его должна была продолжаться до 1984 г.

Подписанный на Вашингтонской конференции 6 февраля 1922 г. договор девяти держав в тот период удовлетворял английских империалистов. Этот договор означал сговор США, Англии и Японии о способах ограбления Китая. Товарищ Сталин, говоря о временной стабилизации капитализма, в мае 1925 г. указывал, что в частности «стабилизация капитализма выразилась в том, что английскому, американскому и японскому капиталу удалось временно Сговориться насчёт установления сфер влияния в Китае, в этом обширнейшем рынке между­народного капитала, насчёт способов его ограбления. Можно ли считать этот сговор сколько-нибудь прочным? Опять-таки нельзя. Во-первых, потому, что сговорившиеся дерутся и будут драться насмерть между собой из-за доли в грабеже; во-вторых, потому, что сговор этот произошёл за спиной китайского на­рода, который не хочет и не будет подчиняться законам чуже­странных грабителей. Разве рост революционного движения в Китае не говорит о том, что махинации чужестранных импе­риалистов обречены на провал?»

Подписанный на Вашингтонской конференции договор четы­рёх держав - США, Англии, Японии и Франции, - формально носивший «оборонительный» характер, означал образование замаскированного антисоветского блока империалистических стран под руководством США. Однако ко времени Вашингтон­ской конференции вполне определился провал антисоветской интервенции на Дальнем Востоке, поэтому империалисты стали прибегать к новым манёврам.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Рес­публика не получила приглашения на Вашингтонскую конфе­ренцию, хотя она являлась одной из главных тихоокеанских держав и на повестке дня конференции стояли вопросы, непо­средственно затрагивающие её интересы. Правительство США в ответ на требование Советской России о допущении её пред­ставителей на конференцию нагло ответило, что «защита инте­ресов России переходит ко всей конференции».

Правительство РСФСР заявило решительный протест про­тив устранения его от участия в конференции, «которая непо­средственно его касается, равно как и против всякого намере­ния какой бы то ни было державы принимать решения, касаю­щиеся Тихого океана, без ведома России» . Этот протест был направлен правительствам великих держав 19 июля 1921 г. и повторен накануне открытия конференции 2 ноября того же года. Правительство РСФСР заявило, что «оно сохранит за собой полную свободу действий во всех вопросах, которые бу­дут обсуждаться на этой конференции, и использует эту сво­боду во всех случаях и всеми средствами, которые оно сочтёт для того подходящими». Наконец, 8 декабря 1921 г. Народный комиссариат по иностранным делам направил державам - участницам Вашингтонской конференции ноту протеста против обсуждения вопроса о Китайско-Восточной железной дороге, как вопроса, «касающегося исключительно Китая и России» .

Компромисс между Англией, США и другими участниками конференции был достигнут в значительной мере за счёт интересов Советской России и Китая. Решения конференции были направлены против них. В частности в отношении КВЖД были приняты резолюции, утверждавшие «право» держав вмеши­ваться в дела Советской России и Китая. Американское посоль­ство в Китае пыталось использовать эти резолюции в начале мая 1924 г., сделав представления китайскому правительству, имевшие целью помешать заключению советско-китайского со­глашения о КВЖД. Этот шаг американского посоль­ства являлся лишь частью тех интриг и дипломатических ма­нёвров, посредством которых американские и английские империалисты стремились сорвать договор об установлении ди­пломатических отношений между Советским Союзом и Китаем.

Японская делегация на Вашингтонской конференции дала лживые заверения в том, что японские войска будут отозваны из Приморья и с Советского Сахалина. Разумеется, Япония то­гда и не думала выполнять это обещание. «Принятие к сведе­нию» японских заверений на конференции, без определения сроков эвакуации войск, было истолковано японскими империа­листами и мировым общественным мнением как фактическое согласие США и Англии на продолжение оккупации Совет­ского Дальнего Востока, как оно и было на самом деле. Газета «Манчестер гардиан» оценила «решения» Вашингтонской кон­ференции о Сибири как «большой выигрыш для Японии». Впрочем, ещё до конференции газета «Тайме» сообщила о плане «пустить японцев на север от Китая» в качестве ком­пенсации за японские уступки в самом Китае. Японская газета «Дзи-дзи» писала: «Резолюции Вашингтонской конференции предоставляют Японии право продолжать интервенцию в Си­бири». Газета писала, что на запрос посла Хаяси был получен ответ от Ллойд Джорджа, гласивший, что Япония может оста­вить свои войска в Сибири на неопределённое время

1-ая мировая нанесла серьезный удар по множеству стран - потери были очень велики, восстановление населения шло медленно, между вчерашними врагами сохранялись натянутые отношения. Особенно остры были противоречия между четверкой ведущих стран мира - Францией, США, Англией и Японией. Причиной этих противоречий был раздел и силы морского флота.

Отношения между этими странами накалялись все сильнее, все явственно ощущали, что еще несколько лет - и новая война станет неминуемой. Тогда и было принято решение созвать конференцию, на которой все противоречия будут оговорены и страны-противники смогут прийти к взаимовыгодному решению, что предотвратит конфликт.

Местом были выбраны США, и в их столице и была созвана Вашингтонская конференция 1921 года.

Следует отметить следующее: Вашингтонская конференция созывалась именно по инициативе Соединенных Штатов - они рассчитывали добиться заключения благоприятных для себя договоров. Официально главной целью конференции была остановка движения народов Советского союза и зависимых стран. Что примечательно, правительство Советского Союза не было приглашено на конференцию, а когда делегация была отправлена в Вашингтон, ей было отказано в допуске на конференцию.

С ноября 1921 по февраль 1922 проходила Вашингтонская конференция, и ее решения были очень важны для всего мира. Особенно значимыми были три договора: "договор четырех", "договор девяти" и "договор пяти".

Вашингтонская конференция подписала "договор четырех" 13 декабря 21-го года. В этом договоре, как можно понять из названия, участвовали четыре державы: США, Франция, Англия и Япония. Сутью данного договора является согласие всех четырех стран совместно защищать оговоренные территориальные права на Тихий океан. Кроме того, "договор четырех" оговаривал разрыв англо-японского союза, длившегося с 1902 года. Разорван этот союз был за счет ощутимого давления со стороны США, так как союз Англии и Японии был направлен против некоторых планов США.

"Договор пяти" Вашингтонская конференция приняла непосредственно перед своим завершением - 1922 года. Этот договор также имеет второе название - Вашингтонский морской договор. В нем участвовали следующие державы: Франция, США, Япония, Великобритания и Италия. Данный договор оговаривал необходимость ограничения морских вооруженных сил всех участвующих в нем стран. Согласно морскому договору, преимущество по силам морского флота получали США.

Помимо США, некоторые преимущества посредством этого договора обеспечили себе Япония и Великобритания. Так, Великобританией и США были даны Японии обязательства не сооружать баз в Тихом океане восточнее 110 меридиана восточной долготы. А Великобритания сохранила свое фактическое преимущество благодаря тому, что тоннаж военно-морского флота не был ограничен.

"Договор девяти" Вашингтонская конференция приняла одновременно с "договором пяти". В этом договоре участвовали следующие страны: Франция, Бельгия, США, Великобритании, Япония, Нидерланды, Италия, Португалия и Китай. Согласно этому договору, все страны, участвующие в нем, получали равные возможности, а Китай становился страной, которой могли пользоваться все (а не только Япония, как было задумано ранее). Япония же обязалась отказаться от предъявления Китаю "Двадцати одного требования".

Только вот права Китая при были несколько ущемлены: из него были выведены не все японские войска, а на сам Китай был наложен особый таможенный тариф, укрепляющий его (Китая) неравноправие.

Американское правительство строило планы относительно захвата лучших позиций на КВЖД, но, благодаря сопротивлению ущемленного в своих правах Китая и обиженного Советского союза, планы эти реализовать не удалось.


Целью конференции было ограничение морских вооружений, проблема Д. Востока и бассейн Тихого океана.

Конференция проходила с ноября 1921 г. по февраль 1922 г. в столице США Вашингтоне.

В ней участвовали: США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Португалия. Германия, лишённая по Версальскому договору всех владения на Тихом океане, и Россия -"ввиду отсутствия единого правительства" -на конференцию приглашены не были. Однако делегация Дальневосточной Республики прибыла в Вашингтон без приглашения и вела там переговоры вне рамок официальной повестки дня с представителями США и других держав, добиваясь главным образом решения о выводе японских войск с её территории.

Всего было подписано семь договоров и два дополнительных соглашения.

США, Великобритания, Франция и Япония подписали сроком на 10 лет "договор четырёх держав" о неприкосновенности островных владений и территорий на Тихом океане. Они обязались соблюдать статус-кво в отношении принадлежащих им в Тихом океане островов и вступать в переговоры друг с другом в случае возникновения в регионе опасности для их прав и интересов со стороны какой-либо страны, не являющейся участницей договора, для принятия надлежащих мер каждой из сторон самостоятельно или вместе со всеми.

"Договор четырёх держав" отменил военно-политический союз Великобритании и Японии, заключённый в 1911 г. Сделано это было для того, чтобы не провоцировать недоверие между великими державами. Это решение, принятое под давлением Вашингтона, было неоднозначно воспринято в разных странах. Многие полагали, что наличие союза с Японией давало Западу инструмент воздействия на политику Токио и могло помешать превращению Японии в экспансионистскую державу. Вместе с тем, созданная многосторонняя основа международного регулирования в принципе создавала более надежную базу для стабилизации обстановки в регионе.

6 февраля 1922 г. девять держав -Китай, США, Британская империя, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Португалия --- подписали договор о принципах политики в китайском вопросе ("договор девяти держав"). Он гарантировал суверенитет, независимость и территориальную целостность Китая, обязывая участников воздерживаться от использования сложной ситуации в Китае для получения особых прав и привилегий. Все девять стран подписали также договор, обеспечивавший совместное регулирование китайских тарифов и "равные возможности" в стране в области торговой и предпринимательской деятельности. Державы также согласились уважать права Китая как нейтрального государства в случае войны, в которой Китай не участвует.

По отдельному договору от 4 февраля 1922 Япония возвращала Китаю суверенитет над Шаньдунским полуостровом (переданным ей в Версале в 1919 г.), а также железную дорогу Циндао-Цзинань и территорию Цзяочжоу. Глава японской делегации также дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы "Двадцати одного требования" Японии. ("Двадцать одно требование" Японии -требования, предъявленные Японией Китаю 18 января 1915 в целях установления японского господства в Китае, политического и экономического.) Они состояли из 5 групп:

1-я группа требовала, чтобы Китай безоговорочно признал все условия, о которых Япония в будущем договорится на мирной конференции с Германией по вопросу о германской территории в Шаньдуне, которая была арендована там немцами и захвачена японцами в 1914г.;

2-я группа предусматривала продление срока аренды Люйшуня (Порт-Артура), Даляня (Дальнего) и Южно-Маньчжурской железной дороги Японией до 99 лет;

3-я группа предполагала превращение Ханьепинского металлургического комбината в смешанное японо-китайское предприятие;

4-я группа обязывала Китай не предоставлять какой-либо третьей державе гавани, бухты или острова;

5-группа содержала общеполитические требования Японии: о приглашении Китаем японских советников, создании единой японо-китайской полиции в важнейших городах, новых японских железнодорожных концессиях в Китае и т.д.)

6 февраля 1922 США, Великобритания, Франция, Италия и Япония подписали "Договор пяти держав" об ограничении морских вооружений. Путь к его заключению открыло согласие Лондона на предложение США отказаться от "стандарта двух держав" ("two powers standard"), в соответствии с которым Великобритания старалась поддерживать общий тоннаж водоизмещения своего военно-морского флота на уровне флотов любых двух других великих держав, вместе взятых. Новый план, представленный США, предусматривал установление довольно высокого уровня морских вооружений и для Японии, хотя квота для нее была предусмотрена меньшая, чем для США и Британии.

Договор устанавливал пропорцию предельного тоннажа линейного флота его участников: США -5, Великобритания -5, Япония -3, Франция -1,75, Италия -1,75.

Договор ограничивал размеры судов, подлежащих закладке в будущем. Ни одна из держав не должна была приобретать или строить линейные су-да водоизмещением более 35 тыс. т. На этом настаивали США, поскольку Панамский канал не мог пропускать боевые корабли большего тоннажа, а Соединенным Штатам было крайне важно иметь возможность свободно перебрасывать свой флот из Атлантического океана в Тихий и обратно. Общий тоннаж линкоров не должен был превышать:

Для США и Великобритании 525 тыс. т, -для Японии 315 тыс. т,

Для Италии и Франции 175 тыс. т.

Устанавливался также тоннаж авианосцев: -для США и Великобритании 135 тыс. т, -для Японии 81 тыс. т,

Для Италии и Франции 60 тыс. т.

Впрочем, общий тоннаж военно-морского флота держав не ограничивался, что фактически сохраняло превосходство флота Великобритании. США, Великобритания и Япония согласились сохранить статус-кво в вопросе береговых укреплений и военно-морских баз. Они отказались от дополнительного военного строительства во всех точках региона за исключением ряда оговоренных районов:

Соединенным Штатам было разрешено продолжать строительство укреплений в зоне, прилежащей к их побережью, у берегов Аляски, в районе Панамского канала и Гавайских островов. США отказывались от попыток укреплять Алеутские острова, со стороны которых они могли угрожать Японии;

Великобритания сохраняла право заниматься усилением своих позиций в островных владениях, примыкающих к побережью Канады, Австралии с прилежащими к ней территориями и Новой Зеландии, но отказывалась расширять базы в Гонконге и в островных владениях к востоку от 110 меридиана восточной долготы;

Япония принимала обязательство не наращивать вооружения на Курильских островах, островах Бонин, Амама-Осима, Лушу (Люйшу), Формоза (Тайвань) и Пескадорских.

Также устанавливался десятилетний мораторий на новое строительство судов и замораживалось количество военно-морских баз на Тихом океане.

Причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования

Можно выделить несколько причин, которые сделали послевоенную систему мирного урегулирования неустойчивой и неэффективной.

1. Версальский порядок не был всеобъемлющим. Прежде всего, из него "выпадали" СССР и США -две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в Европе в ХХ веке было уже невозможно. Фактически была восстановлена многополярная структура европейских отношений в духе европейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом казалось отсутствие на континенте стран, которые бы слишком явно вырывались вперед по своим геополитическим и иным возможностям.

Именно эти идеи и привели к тому, что усилия Франции по максимальному ослаблению Германии увенчались успехом: она была разделена на части, искусственно уменьшена в размерах и поставлена в крайне тяжелое экономическое положение. Но потому же и сама Франция усилиями Британии не получила преобладания в Европе и не смогла реализовать в полной мере планы расширения своего влияния.

Но подобное европейское равновесие было возможно лишь при участии Пруссии, (место которой занимала теперь единая Германия) и России. Новую европейскую безопасность предстояло строить, во-первых, в условиях объединившейся Германии, и, во-вторых, в условиях уменьшившейся в размерах и изолировавшейся от европейских дел России.

К сожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств было учтено, результатом чего и стало раздробление Германии, что позволило отсрочить конфликт между интересами крупнейших европейских стран и естественным стремлением немцев к объединению. Второе же поначалу вовсе не было принято в расчет -в тот момент казалось, что участие США в европейских делах является достаточным возмещением за уход из европейской политики России. В этой ситуации срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подрывал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно.

2. Фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономического взаимодействия европейских стран. Дело в том, что новое государственное размежевание полностью разрушало экономические связи в Центральной и Восточной Европе. Вместо единого рынка, проницаемого и достаточно открытого, Европа оказалась территорией, разбитой на несколько десятков маленьких, отгородившихся друг от друга таможенными стенами рынков. Часто новые малые государства остро соперничали не только в политической, но и в экономической области, полностью сосредоточиваясь на собственных хозяйственных трудностях и не пытаясь для их преодоления предпринимать совместные усилия.

Провозглашённый принцип самоопределения наций породил экономический раскол, преодолеть который европейские страны так и не смогли. Это создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете. Европа оказалась не готовой к принятию совместных решений по финансовым и экономическим вопросам. К тому же экономическое разорение Германии, раздавленной тяжестью наложенных на неё репарационных выплат и не способной, поэтому выйти из состояния депрессии с быстротой, необходимой для экономического подъёма не только в стране, но и во всей Европе, оказало решающее воздействие на негативное развитие ситуации.

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов привёл к резкому ухудшению отношений как между странами-победительницами, так и между ними и побеждёнными государствам и. Всё это вкупе с внутринациональным кризисом большинства государств привело к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй Мировой войне.

Следствия Версальского договора

· Германия и Советская Россия оказались пострадавшими, что вызвало взаимовыгодное сближение двух стран. Германия строила на территории СССР запрещенную договором военную технику и обучала свои вооруженные силы. Советский Союз получил официальное признание статуса важной европейской страны (1922), в результате его были вынуждены признать также страны Антанты, иначе Германия имела привилегированное положение в торговле с Россией.

· И СССР, и Германия считали Версальский мир несправедливым. Страны Антанты сняли с себя всю ответственность за мировую войну, хотя на самом деле это была общеевропейская трагедия, и вина за неё лежала на всех участвующих сторонах.

· Слишком большая сумма репарации, взысканной с Германии, привела к инфляции и обнищанию больших масс населения. Можно сказать, что благодаря Версальскому договору возник режим Адольфа Гитлера, выдвинувшего популярные лозунги реванша.

· Лига Наций, первое рабочее заседание которой состоялось 16 января 1920 года в Женеве, шла на поводу у Антанты. Не сумев ограничить агрессию Франции против Германии (оккупация Рурской области в 1923 году), Лига Наций утратила авторитет и возможности вмешаться в более серьезные конфликты 1930-х годов и предотвратить II мировую войну.

В современной отечественной историографии как правило условия Версальского мирного договора считаются исключительно унизительными и жестокими по отношению к Германии. Считается, что именно это привело к крайней социальной нестабильности внутри страны, возникновению ультраправых сил и приходу к власти фашистов. Усугубляет ситуацию тот факт, что жёсткие ограничения, наложенные на Германию, должным образом не контролировались европейскими державами (или же нарушения их намеренно спускались Германии с рук). Как аргумент в пользу второго нередко называется желание европейских держав использовать гитлеровский режим для борьбы с СССР. Этим же объясняется Мюнхенское соглашение, по которому ведущие европейские страны разрешили нацистской Германии аншлюс Чехословакии, которой они ещё вчера обещали поддержку.