Тема облака и проблемы проекта. Информационно- исследовательский проект " удивительный мир облаков". Каковы условия формирования облаков

КОМИТЕТ ТРОИЦКОГО РАЙОНА

АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МКОУ «ПЕТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Удивительный мир облаков

ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Выполнили: Лукин Антон, ученик 3класса,

Толмачев Егор, ученик 3 класс.

Руководитель: Пряхина Надежда Викторовна,

Учитель начальных классов

2014

Введение

I.Описание методик исследования

II. Результаты исследования

2.1.Из чего состоят облака;

(опыт: образование облака в домашних условиях)

2.2. Условия формирования облаков;

  1. Виды облаков и их влияние на погоду;

2.4 Значение облаков в природе;

2.5.Произведения живописи;

2.6. Поэты об облаках.

Вывод

Список используемой литературы;

Приложение.

Ведение

Однажды, гуляя по улице, мы увидели, как по небу плывут не похожие друг на друга облака.

Их причудливые формы пробудили в нас воображение. Мы стали разглядывать облака и представлять в них зверей, лица людей и других предметов.

И нас заинтересовали вопрос: « Что такое облака?» Как они образуются? Почему они такие разные?» Мы решили сами найти ответы на эти вопросы.

Таким образом, возникла идея создания проекта об облаках.

Мы поставили перед собой цель: выяснить, из чего состоят облака и причины их образования.

Объектом нашего исследования были взяты облака.

Мы предположили: облака состоят из воды.

Задачи:

1.Выяснить, из чего состоят облака

2. Узнать, как образуются облака

3. Выяснить условия формирования облаков

4. Выяснить, почему облака имеют разную форму

5.Изучить основные виды облаков и их влияние на погоду

6. Выяснить значение облаков в природе

7. Выяснить в каких произведениях живописи художники описывают природное явление - облака

8. Узнать, какие поэты используют в своих стихотворениях лирический образ - облака.

Поставив перед собой цель и определив задачи, мы составили план действий и распределили между собой обязанности. Результатом нашей работы явился этот проект.

I. Описание методик исследования

Исследования проводились осенью и зимой 2013 года.

Мы использовали следующие методы: изучение литературы и Интернет ресурсов об облаках: условия формирования, виды облаков, значение облаков в природе.

Для этого изучались печатные издания: энциклопедии «Я познаю мир», хрестоматия по окружающему миру, энциклопедия для любознательных, энциклопедия окружающего мира, различные сайты по изучаемой теме.

Чтобы узнать из чего состоит облако, мы использовали метод наблюдения через поставленный опыт.

Для этого мы брали трехлитровую банку, в нее наливали горячую воду, на банку ставили блюдце с несколькими кубиками льда и в течение несколько минут наблюдали за водяным парам.

Изучив материал по теме, мы обобщили и сделали вывод.

II.Результаты исследования

II. 1. Из чего состоят облака

Из научной статьи энциклопедии мы узнали: «Облако состоит из крохотных капелек воды и кристалликов льда. Крошечные капельки воды, из которых состоят облака, сливаются в более крупные капли, облако темнеет. Постепенно капли тяжелеют и выпадают в виде дождя» (1)

Чтобы проверить наше предположение и высказывание из научной статьи,

мы провели опыт.

Налили в трехлитровую банку кипящую воду. Закрыли крышкой, на которую положили кубики льда. Теплый воздух внутри банки стал подниматься вверх и охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар стал конденсироваться, образуя облако. Этот опыт показал нам, что облако состоит из воды. (Приложение 1)

II. 2. Условия формирования облаков

Мы выяснили, что для формирования облаков в природе, необходимы следующие условия:

1.Действие солнечной энергии.

2. Наличие гор.

3.Близость морей и океанов. (4)

II.3. Как образуются облака

Солнце нагревает поверхность Земли, согревает воду в океанах, морях, реках, в каждой луже. Вода испаряется, превращается в легкий водяной пар. Он поднимается вверх. А там, далеко от Земли, холодно. Поэтому пар охлаждается, превращается в крошечные капельки воды или кристаллики льда. Скопление таких капелек и кристалликов мы наблюдаем с земли в виде облаков.(2)

II. 4. Почему облака имеют разную форму?

Все дело в том, что они образуются на разной высоте и при разной температуре. Вот и получается у каждого облака своя форма. Да и она непостоянна. Ведь ветер гонит облака по небу. Они движутся и попадают то в более теплую, то в более холодную зону. Там, где тепло, вода испаряется, а где холодно, водяные пары еще больше охлаждаются и превращаются в капельки воды. Вот поэтому облака так не похожи друг на друга. (4)

II. 5. Основные виды облаков и их влияние на погоду

Мы выяснили, что облака различаются по формам, они бывают

  1. Перистые облака
  2. Слоистые облака
  3. Кучевые облака
  4. Дождевые облака

Перистые облака

Перистые облака - образуются на высотах более 6 километров. Это нежные облака белого цвета, волнистые или нитевидные. Из перистых облаков никогда не выпадают осадки. Но зато именно эти облака могут подсказать, что через 12-36 часов небо будет затянуто сплошными тучами, которые и принесут с собой обложные дожди.

Слоистые облака

Слоистые облака - это однообразный серый слой облаков, который придает всему небу одинаковый хмурый, пасмурный вид. Эти облака могут принести дождь, но этот дождь будет не такой сильный.

Кучевые облака

Кучевые облака всем нам очень хорошо знакомы.

В летние ясные дни эти облака появляются к полудню на небе, медленно куда-то плывут и к вечеру исчезают.

У таких кучевых облаков есть еще одно название - кучевые облака хорошей погоды.

Дождевые облака

Дождевые облака имеют темно- серый цвет, находятся на высоте 3- 4 км, обрушивают на землю ливневыми дождями, грозами, градом.(1)

II. 5 .Значение облаков в природе

В природе облака имеют весьма важную роль, именно они являются для земли основным источником влаги, служат надежной защитой в зимний период от переохлаждения, летом защищают от знойных, палящих лучей Солнца.(3)

II.6. Облака - в произведениях живописи

Мы узнали, что многие художники в своих картинах описывали неповторимую красоту облаков. Например, И.Левитан написал известную картину « Облако», Иван Шишкин - « Облачный день», Архип Куинджи - « Облако», И.Айвазовский- « Облако над морем». (5.2.) (приложение 2, 3)

II.7. Поэты об облаках

Облака - известный лирический образ, его используют многие поэты в своих произведениях, например, А.Фет « Воздушный замок», В. Брюсов. « Облака», Н.Асеев «Глядя в небеса» (5.3.) (приложение 4)

II.8. Выводы

Таким образом, в ходе работы над проектом наша гипотеза о том, что облака состоят из воды, подтвердилась.

Было установлено, что:

Для формирования облаков нужно действие солнечной энергии и близость морей, океанов, озер, рек;

Облака очень разные по форме, внутреннему состоянию и поэтому их объединяют в группы;

С помощью облаков можно предсказывать погоду;

Облака являются основным источником влаги и защитником всего живого на Земле от перегрева;

Художники в своих картинах описывали красоту природного явления - облаков, многие поэты используют облака как лирический образ.

Изучая мир облаков, мы стали более внимательными и наблюдательными, чаще стала замечать всё красивое.

Литература

1.Д.Кларк, К.Твист, К.Хэар, Т. Хэар «Энциклопедия окружающего мира». Москва «Махаон»»2005г.
2. Т.А. Фролова Энциклопедия для любознательных (ред.) Издательство: Мaхaoн ISBN: 5-18-000904-9 Год 2007
3.В.Н.Маркин « Я познаю мир». Издательство «АСТ»1988г.

4. О. Н.Федотова, Г.В. ,Трофимова, С.А.Трофимов. Окружающий мир (Хрестоматия). М.: Академкнига /Учебник.2012 г.

5. Интернет ресурсы

5.1. gdekakpochemu. ru› tags/oblaka/

5.2. http://aria-art.ru/0/O/Oblako/1.html

Приложение 1

Облако состоит из воды

Приложение 2

Архип Иванович Куинджи.
Облако.

Иван Иванович Шишкин.
Облачный день.

Приложение 3

Исаак Ильич Левитан.
Облако.

Иван Константинович Айвазовский.
Облака над морем.

Приложение 4

Воздушный город

Вон там по заре растянулся

Причудливый хор облаков:
Всё будто бы кровли, да стены,

Да ряд золотых куполов.

То будто бы белый мой город,
Мой город знакомый, родной,

Высоко на розовом небе
Над темной, уснувшей землей.

И весь этот город воздушный
Тихонько на север плывет…
Там кто-то манит за собою -
Да крыльев лететь не дает!

Афанасий Фет

ОБЛАКА

Облака опять поставили
Паруса свои.
В зыбь небес свой бег направили,

Белые ладьи.
Тихо, плавно, без усилия,
В даль без берегов
Вышла дружная флотилия
Сказочных пловцов…

Брюсов В.Я.

Как лёд облака, как лёд облака,
как битый лёд облака,
и синь далека, и синь высока,
за ними - синь глубока;

Летят облака, как битый лёд,
весенний колотый лёд,
и синь сквозит, высока, далека,
сквозь медленный их полёт;

Начальная школа в современном мире ставит и решает ряд образовательно-воспитательных задач. Необходимо научить ребенка самостоятельно добывать знания. На помощь приходит иследовательская деятельность помогающая педагогу раскрыть и развить способности детей. Исследование - это процесс поиска неизведанного, это вид познавательной деятельности


«Проект Облака - белогривые лошадкиЧурикова ОБЛАКА»

1.Абстракт 3

2.Введение 4

3.Исследовательская часть 5

История изучения облаков 5

Рождение облака 5

Виды облаков (классификация Говарда) 6

Определение погоды по облакам 7

Движение облаков 8

Эксперимент (получение в домашних условиях облака) 8

Результаты наблюдения за облаками 9

4.Заключение 10

5.Список использованной литературы 11

6. Отзыв 12

7 Приложение 13

Абстракт

Цель проекта: изучение природы облаков и выявление причин, которые влияют на перемещение облаков в пространстве.

Задачи исследования:

Гипотеза:

Методы исследования: изучения литературы по теме работы, анализ собранной информации, практическая работа, классификация, синтез.

Объект исследования: облака.

Предмет исследования: происхождение облаков и причины их движения.

Новизна исследования : Сколько эпитетов, сравнений и красивых слов посвящено этим двум понятиям небо, облака. И действительно, что может быть красивее? Каждый день мы с Вами наблюдаем небо, облака и, согласитесь, далеко не всегда замечаем эту неповторимую красоту у нас над головой. Привыкаем, и оно переходит в разряд обыденности и повседневных вещей. Но, наверное, стоит всё-таки иногда взглянуть на мир немного другими глазами и попытаться заметить, уловить это волшебство природы, ощутить её многообразие и гениальность. Ведь каждый раз мы будем смотреть на абсолютно разные пейзажи, небо, облака никогда не бывают одинаковыми, они не повторяются, потому как время течёт своим размеренным ритмом, а вместе с ним изменяется и всё вокруг.

Основные выводы:

В ходе работы над проектом я узнала, что:

    Образуются облака в результате различных причин, но главной причиной является деятельность Солнца;

    Облака очень разные по форме, внутреннему состоянию и поэтому их объединяют в группы.

    Облака формируются на разной высоте.

    По облакам можно предсказывать погоду.

    Перемещаются облака благодаря воздушному потоку, и они никогда не стоят на месте, т.к. в верхних слоях атмосферы воздушные потоки присутствуют постоянно.

Актуальность темы: заключается в том, что предметно-содержательная область проекта объединила все предметы, изучаемые в начальной школе, их взаимообусловленные связи.

Введение.

Облака - это, пожалуй, самое замечательное, что придумала природа. К ним нельзя прикоснуться. Но можно бесконечно долго наблюдать, как меняются их образ, как они сливаются, растекаются и тают. Мы часто думаем, что облака состоят из чего-то очень лёгкого, но плотного, и, наступив на них, мы не провалимся и не упадём на землю, а останемся на их мягкой поверхности. Эти представления только усиливают многочисленные мультфильмы и сказки, где герои катаются на этих небесных объектах. Но сказки – это одно, а реальность – совсем другое. Красота и причудливость облаков, необычные сочетания форм и оттенков - все это всегда привлекало внимание, вызывало восхищение, будило воображение.

Вспомним у В. В. Маяковского:

Плыли по небу тучки.

Тучек - четыре штучки:

От первой до третьей - люди,

Четвертая был верблюдик.

К ним, любопытством объятая,

По дороге пристала пятая;

От нее в небо синем лоне

Разбежались за слоником слоник.

В погожий солнечный день воздух кажется чистым и прозрачным. Однако в нем парят миллионы невидимых нам мельчайших частиц. Чтобы обнаружить их, требуется микроскоп. Дым из труб, цветочная пальца, крохотные кристаллики соли и дорожная пыль наполняют воздух. Когда в окно проникают солнечные лучи, эти мельчайшие частицы можно увидеть и невооруженным глазом. Но какое отношение имеют они к погоде? Мы уже знаем, что облака состоят из капелек воды, образовавшихся из водяного пара, поднятым в небо нагретым воздухом. Вверху воздух остывает, и пар конденсируется. Но в самом начале этого процесса капелькам необходимы мельчайшие частицы пыли, к которым могут прилипнуть молекулы воды. Их называют конденсационными зернами.

История изучения облаков

Облака, облака

Пышные, белые,

Расскажите облака

Из чего вас делали?

Может вас, облака

Делали из молока?

Может быть из мела?

Может быть из ваты?

Может быть, из белой

Из бумаги мятой?

Первыми непосредственными наблюдателями за облаками стали воздухоплаватели, поднимавшиеся на воздушных шарах, и наблюдениями при восхождениях на горы, которыми был установлен факт, что все наблюдаемые формы облаков состоят из водяных частиц в жидком виде или из мелких ледяных кристалликов. Когда наблюдатель окружен облаком со всех сторон, ничем не отличается от обыкновенного тумана, наблюдаемого вблизи земной поверхности; т. е, что наблюдателю внизу казалось облаками, держащимся на склоне горы или на некоторой высоте в атмосфере, то наблюдателю, попавшему в такое облако, представлялось туманом. Облака, состоящие из ледяных кристалликов, образуются на больших высотах - как перистые и перисто-слоистые - наблюдения воздухоплавателей показали, что эти формы состоят исключительно из воды в твердом состоянии. Мириады ледяных кристалликов и иголочек, подобных тем, которые наблюдаются падающими в тихие, морозные дни зимой.

Сейчас аэрологи летают в основном на самолетах. Самолет позволяет вести исследования там, где это представляет наибольший интерес. Кроме того, на самолете можно поднять много разнообразных приборов (ни радиозонд, ни ракета не позволяют это сделать) и выполнить сразу целый комплекс измерений и наблюдений.

С целью исследования облачного покрова Земли и изучения образования и «эволюции» облаков НАСА в 2006 году запустило два специализированных спутника CloudSat и CALIPSO. В апреле 2007 года НАСА осуществило запуск на полярную орбиту спутника AIM (The Aeronomy of Ice in the Mesosphere), предназначенного для изучения серебристых облаков.

Рождение облака.

На уроке познания мира мы познакомились с круговоротом воды в природе, а так же узнали, что вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, а частицы воды можно назвать путешественницами. Об этом нам поведала сказка «Путешествие воды» (Приложение 1)

Облака – это скопление мельчайших капелек воды на определенной высоте. Испаряясь, вода становится водяным паром, который и поднимается над землей вместе с восходящим теплым потоком воздуха. Но, поднимаясь вверх, водяной пар начинает постепенно охлаждаться. Часть водяного пара при охлаждении конденсируется, превращается в воду. Часть такой воды, образовавшейся из водяного пара, замерзает и превращается в мельчайшие кристаллики льда. Эти мельчайшие кристаллики льда, крошечные капельки воды и переохлажденный водяной пар и плавают в воздухе, как плавают в воздухе мельчайшие частички пыли; эти плавающие в воздухе крошечные капельки воды, мельчайшие кристаллики льда и переохлажденный водяной пар и образуют облака, которые мы с вами видим на небе почти каждый день.

Итак, испаряющая влага под действием солнечных лучей из суши и океана поднимается до границы насыщения. Помощники в образовании облаков являются частицы воздуха.

Каковы условия формирования облаков?

1. Действие солнечной энергии.

2. Наличие гор.

3 .Близость морей и океанов.

Виды облаков.

Облака имеют разную форму и от этого имеют разные названия. Об этом мы узнали из сказки «Спор облаков» (Приложение 2) о разных видах облаков и о том, на какой высоте они образуются. Приходилось ли вам видеть лошадь, что мчится по небу, а ее пышный хвост развивается по сторонам? Или золотые лестницы, ведущие прямо к небу? А как насчет тоненькой пера, пишет «чернилами» цвета зари? Облака могут приобретать фантастических очертаний, и все это является результатом воздействия воды, воздуха и нашей фантазии.

В 1803 английский фармацевт Люк Говард , у которого было хобби наблюдать за погодой, классифицировал облака по их очертаниям. Облака в форме клубов получили название «кучевые». «слоистыми»;, «перистыми » называют высокие «ледяные» облака с причудливыми завитками. Метеорологи (ученые, исследующие погоду) до сих пор пользуются классификацией Говарда.

Перистые облака. Что о них я узнала в процессе наблюдения? Перистые облака - облака верхнего яруса, образуются они лишь на высотах более 6 километров. Это нежные облака белого цвета, волнистые или нитевидные . Из перистых облаков никогда не выпадают осадки. Но зато именно эти облака могут подсказать вам, что через 12-36 часов небо над вами будет затяну то сплошными тучами (слоисто-дождевыми облаками), которые и принесут с собой обложные дожди.

Кучевые облака всем вам очень хорошо знакомы. Да разве можно позабыть, как в летние ясные дни эти облака появлялись к полудню на небе, медленно куда-то плыли и всякий раз к вечеру где-то исчезали, чтобы на следующий день к полудню появиться вновь. Такие кучевые облака, которые в ясные дни лета появляются лишь в поздние утренние часы, совсем точно говорили о том, что и вечером и ночью небо будет ясным, что дождя, совершенно точно, не будет: ни вечером, ни ночью, и если уж дождь почему-либо соберется, то первые его капли упадут на землю лишь поутру. Недаром у таких кучевых облаков есть еще одно название - кучевые облака хорошей погоды. Это отдельные облака с плоским основанием и куполообразной вершиной. Итак, в летние ясные дни эти облака причудливых форм появляются днём на небе, медленно куда-то плывут и всякий раз к вечеру где-то исчезают, чтобы на следующий день появиться вновь.

Слоистые облака - это однообразный серый слой облаков , который придает всему небу одинаковый хмурый, пасмурный вид. Это облака нижнего яруса, и, загустев, они могут принести дождь, но этот дождь будет не такой сильный, как дождь, принесенный слоисто-дождевыми облаками.

Итак: 1. Эти облака придают всему небу хмурый пасмурный вид

2.Загустев, они могут принести дождь.

Так же я узнала, что существуют редкие виды облаков: перламутровые, облака-медузы, серебристые, грибовидные, полосатые, шквальные, чечевицевидные.

Определение погоды по облакам.

Узнать, какая погода на улице, довольно легко. Иногда беглый взгляд на небо может дать больше информации, чем подробный прогноз погоды. Над головой будет или беспредельная голубизна или черные грозовые тучи, ясно говорящие о надвигающемся ненастье. На небе никогда не бывает совершенно одинаковых “картинок”, кроме тех случаев, когда оно чисто и безоблачно: внешний вид облаков, их различия зависят от того, в каких условиях и как они образовались.


Движение облаков.

Движение облаков в разных направлениях можно наблюдать в тех случаях, когда они не сплошные, располагаются на разных уровнях, а ветер на разной высоте имеет различное направление. Облака в воздухе перемещаются по воздушному потоку, а он с высотой изменяется иногда не очень заметно, а иной раз - на очень значительный угол, легко фиксируемый зрительно, без всяких приборов. (Опыт) Приоткрой дверь и оставь зажженную свечу на пороге класса. Пламя наклонится в сторону класса. Холодный воздух идет из коридора низом. Поднимем свечу к верху. Пламя отклонится в сторону коридора. Это выходит из комнаты теплый воздух. В природе постоянно происходит перемещение воздуха.

Эксперимент.

И самое главное, к чему я стремилась все это время, «создание» своего домашнего искусственного облака.

Облачный покров играет очень важную роль для Земли: зимой и ночью облака препятствуют понижению температуры земной поверхности и приземного слоя воздуха, так как перекрывают отток тепла из нижних слоев атмосферы в космосе, а летом и днем облака ослабляют нагревание земной поверхности, поскольку капли воды в них, подобно линзам, отражают часть солнечных лучей. Облака также смягчают климат внутри материков.

Результаты наблюдения за облаками.

Исходя из наблюдений, я пришла к выводу, что:

    Преобладало большее количество слоистых облаков.

    Осенью с приходом слоистых облаков становится холодно и выпадают осадки.

    Зимой слоистые облака приносят потепление, а так же снег.

    Зимой в ясные, солнечные дни наблюдается понижение температуры. (в декабре отмечалась отметка до - 42 градусов)

    За наблюдаемый период наблюдались все виды облаков.

    В течении дня облака меняются: слоистых и перистых облаков к обеду становилось меньше, а кучевых больше.

7. Были дни, когда на небе не наблюдалось облачных систем.

Заключение

Сколько эпитетов, сравнений и красивых слов посвящено этим двум понятиям небо, облака. И действительно, что может быть красивее? Каждый день мы с Вами наблюдаем небо, облака и, согласитесь, далеко не всегда замечаем эту неповторимую красоту у нас над головой. Привыкаем, конечно же к хорошему легко привыкнуть, и оно переходит в разряд обыденности и повседневных вещей. Но, наверное, стоит всё-таки иногда взглянуть на мир немного другими глазами и попытаться заметить, уловить это волшебство природы, ощутить её многообразие и гениальность. Ведь каждый раз мы будем смотреть на абсолютно разные пейзажи, небо, облака никогда не бывают одинаковыми, они не повторяются, потому как время течёт своим размеренным ритмом, а вместе с ним изменяется и всё вокруг.

В ходе работы над проектом я узнала, что история изучения и наблюдения за облаками начинается с воздухоплавателей, поднимавшихся на воздушных шарах, и наблюдения людей при восхождении на горы, продолжается в наши дни. На уроке познания мира мы познакомились с круговоротом воды в природе, а так же узнали, что вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, а частицы воды можно назвать путешественницами. Облака – это скопление мельчайших капелек воды на определенной высоте. Испаряясь, вода становится паром, который поднимается над землей, на высоте водяной пар охлаждается и часть пара при охлаждении превращается в воду или в кристаллики льда. Мельчайшие кристаллики льда и переохлажденный водяной пар и образуют облака, которые мы с вами видим на небе почти каждый день.

Кроме того облака имеют разную форму и от этого имеют разные названия. 1803 английский фармацевт Люк Говард «кучевые». Облака, похожие на одеяла, он назвал «слоистыми»;, «перистыми

Так же в течении работы над проектом я вела дневник наблюдения за облаками, исходя из которого я сделала определённые выводы. Во время работы над проектом я стала более внимательной и наблюдательной, чаще стала замечать все красивое. Потому что только лишь человек, научившийся замечать красивое, доброе, прекрасное рядом с собой может ощутить всю безграничность и совершенство окружающей нас природы и гениальность творений Земли нашей Матушки.

Список использованной литературы

    Латынова Н.В. Сказки Земли. Серия «Через игру - к совершенству» - М.: «Лист». 1999.

    Аймагамбетова К.А., Идилова Т.С., Хаджиева Б.Л.. Познание мира – Алматы: 2011.

    Мельчаков Л.Ф., Скаткин М.Н. Природоведение –М.: Просвещение, 1987.

    Чудесная планета Земля, из серии: Познай наш мир, энциклопедия для детей – М.: 2001.

    Общ. ред. Ястребцевой Е.Н., Быховского Я.С. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учебное пособие. - М.: Русская редакция, 2004.

    Интернет – источник ru . wikipedia . org облака

Отзыв

проекта по познанию мира учащейся 4 класса

Чуриковой Натальи

«Облака – белогривые лошадки»

В своем проекте Чурикова Наталья глубоко изучает природу облаков. Начинает проект с выдвижения гипотезы и на протяжении всего проекта ищет и находит подтверждение своего предположения.

Для выполнения поставленной задачи былаизучена литература по теме работы, анализ собранной информации, практическая работа (проведен эксперимент, опыт, ведение дневника наблюдений), классификация, синтез.

Актуальность данной темы заключается в том, что предметно-содержательная область проекта объединила все предметы, изучаемые в начальной школе, их взаимообусловленные связи.

В погожий солнечный день воздух кажется чистым и прозрачным. Однако в нем парят миллионы невидимых нам мельчайших частиц. Чтобы обнаружить их, требуется микроскоп. Дым из труб, цветочная пальца, крохотные кристаллики соли и дорожная пыль наполняют воздух. Когда в окно проникают солнечные лучи, эти мельчайшие частицы можно увидеть и невооруженным глазом. Они имеют самое прямое отношение имеют к погоде? Облака состоят из капелек воды, образовавшихся из водяного пара, поднятым в небо нагретым воздухом. Вверху воздух остывает, и пар конденсируется. Но в самом начале этого процесса капелькам необходимы мельчайшие частицы пыли, к которым могут прилипнуть молекулы воды. Их называют конденсационными зернами.

Облака, пронизанные солнечными лучами, кажутся белыми, но часто облачное небо выглядит пасмурным и серым. Значит, облака столь плотны, многослойны, что преграждают путь солнечным лучам. Облако может показаться и совсем черным, если оно содержит много частиц пыли или копоти, что чаще всего и случается над промышленными районами.

Данная работа найдет практическое применение, будет являться дополнительным и наглядным материалом для уроков познания мира при изучении темы «Воздушная оболочка земли», которая вызывает интерес у учащихся.

Руководитель: Сопрович Е. В.

Приложение 1

Сказка «Путешествие воды»

Взглянуло Солнышко на Землю и тысячами веселых зайчиков отразилось от водной глади. Пригрело оно посильнее, пронзило лучами-стрелами морские глубины, но вода не допус­тила его свет до дна, поглотила и оставила в своей толще, мрачными и холодными сохрани­ла свои глубины. Но маленьким любопытным капелькам вов­се не хотелось всю жизнь проводить в синей тос­ке, им хотелось видеть мир, облететь, оглядеть его, чтобы исполнились слова Волшебника."Солнышко, милое, помоги нам", - взмоли­лись капельки. Услышало их Солнышко, при­грело посильнее, разомкнули частички-молекулы объятия, в которых тесно сжимали друг друга, и легким прозрачным паром поднялись над поверхностью отца-океана.Подхватил их легкий ветерок и понес над волнами. Все выше и выше поднимались сестрички-частички, все холоднее и страшнее ста­новилось им. Потянулись они друг к другу, сце­пились, скрепились в маленькие, крошечные капельки и засверкали в лучах Солнца чистым белым светом - на небе появились первые об­лака.В есело бежали они в голубой вышине, то под­нимаясь, то спускаясь к самой земле. А Солнце ярко сияло, и все новые и новые облака по­являлись на небе, они соединялись в грозные тучи, и капельки в них становились каплями и уже не могли удержаться в воздухе - мать-Зем­ля звала, тянула их к себе. Напряглась туча,потемнела, заворчала, заклубилась и вдруг блеснула ярким сполохом - молния с треском разорвала небеса, и брызнули на землю капли первого ливня. Они весело барабанили по кам­ням и твердой глине, по сыпучему песку, про­никая в каждую дырочку, в каждую трещинку. И ни капли огорчения не было в этом дожде, вода проливалась на землю чистая, светлая. Она свивалась в ручейки и собиралась в реки, заполняла впадины и становилась озерами. Переполнялись озера, и вновь спешила река к океану, унося мелкие камешки, песок и глину в дар своему отцу.

Так и закружилась, завертелась огромная водная карусель: с водной поверхности подни­мался легкий, прозрачный пар, становился ту­маном или облаками, улетали они в неведомые края и проливались там каплями дождя, соби­рались капельки в реки и ручьи и вновь возвра­щались в океан.

Обновленную планету невозможно было уз­нать. Она светилась в лучах Солнца яркой голубой звездочкой, а при ближайшем рассмот­рении становились видны белые вихри обла­ков, темно-синие пространства морей и океанов, желтая, коричневая, серая суша, которую прорезали голубые жилки рек. И вся планета жила, дышала, постоянно изменялась.

Приложение 2

Сказка «Спор облаков»

Давным-давно, много лет тому назад жило-было Царство Облаков. И жили в нем три брата – Перистые, Слоистые и Кучевые облака. И вот однажды, никто не знает отчего, затеяли они спор.

“Мы красивее всех, мы выше всех! – закричали Кучевые облака. – Мы появляемся на высоте 2–3 км, а верхушки наши разрастаются до 6-8. Мы красивее всех! Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы”.

“Нет, – закричали Перистые облака. – Это мы красивее всех! Это мы выше всех! Мы поднимаемся на 8–10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево”.

– “Зато мы можем затянуть все небо, – возразили Слоистые облака, - и через нас ничего не будет видно!”.

Услышала этот спор Царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести Облака в разные стороны. С тех пор никогда не появляются на небе братья Облака все вместе! Итак, что вы узнали из сказки?

Просмотр содержимого документа
«защита проекта Облака - белогривые лошадки»

Здравствуйте! Я хочу представить вашему вниманию проект «Облака – белогривые лошадки!»

Облака - это, пожалуй, самое замечательное, что придумала природа. К ним нельзя прикоснуться. Но можно бесконечно долго наблюдать, как меняются их образы, как они сливаются, растекаются и тают. Мы часто думаем, что облака состоят из чего-то очень лёгкого, но плотного, и, наступив на них, мы не провалимся и не упадём на землю, а останемся на их мягкой поверхности. Эти представления только усиливают многочисленные мультфильмы и сказки, где герои катаются на этих небесных объектах. А ещё в безветренный день, не шелохнется ни один листочек, а облака в небе почему –то не стоят на месте, а плывут. Почему? Ведь ветра нет, почему облака плывут?

Именно эти наблюдения заставили меня взяться за данную исследовательскую работу.

Поэтому я решила изучить природу облаков и выявить причины, которые влияют на перемещение облаков в пространстве.

Передо мной стояли задачи

    узнать, как появляются и из чего состоят облака;

    выяснить, какие виды облаков существуют;

    попробовать создать в домашних условиях свое маленькое облачко;

    разобраться, почему плывут облака;

Я выдвинула гипотезу: Возможно, по небу плывут облака, потому что Земля вращается вокруг своей оси; допустим, потому что в этом помогает ветер. А что, если облака плывут, чтобы увидеть весь мир?

Изучив литературу и информацию справочников, а также из уроков познания мира по данной теме я пришла к следующим выводам:

Первыми наблюдателями за облаками стали воздухоплаватели, поднимавшиеся на воздушных шарах, и наблюдения людей при восхождении на горы. Когда наблюдатель окружен облаком со всех сторон, то оно ни чем не отличается от обыкновенного тумана. Интересно почему?

На уроке познания мира мы познакомились с круговоротом воды в природе, а так же узнали, что вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, а частицы воды можно назвать путешественницами. Облака – это скопление мельчайших капелек воды на определенной высоте. Испаряясь, вода становится паром, который поднимается над землей, на высоте водяной пар охлаждается и часть пара при охлаждении превращается в воду или в кристаллики льда.

Мельчайшие кристаллики льда и переохлажденный водяной пар и образуют облака, которые мы с вами видим на небе почти каждый день.

Облака могут приобретать фантастические очертания, и все это является результатом воздействия воды, воздуха и нашей фантазии.

Облака имеют разную форму и от этого имеют разные названия. Об этом я узнала из сказки «Спор облаков».

В 1803 году английский фармацевт Люк Говард , у которого было хобби наблюдать за погодой, разделил облака по их очертаниям. Облака в форме клубов получили название «кучевые».

Облака, похожие на одеяла, он назвал «слоистыми»;,

«перистыми » называют высокие «ледяные» облака с причудливыми завитками. Ученые, исследующие погоду, до сих пор пользуются классификацией Говарда.

Что же я узнало об облаках в процессе наблюдения? На небе никогда не бывает совершенно одинаковых картинок, кроме тех случаев, когда оно чисто и безоблачно.

ПЕРИСТЫЕ ОБЛАКА – это нежные облака белого цвета, волнистые и нитевидные. Из перистых облаков никогда не выпадают осадки

КУЧЕВЫЕ ОБЛАКА – это отдельные облака с плоским основанием и куполообразной вершиной, это облака причудливой формы. В летние ясные дни эти облака необычных форм появляются днем на небе, медленно куда– то плывут и всякий раз к вечеру исчезают, чтобы на следующий день появиться вновь.

СЛОИСТЫЕ ОБЛАКА- это однообразный серый слой облаков, который придаёт всему небу одинаково хмурый, пасмурный вид. Загустев, они могут принести различные осадки.

Но оказывается ещё встречаются редкие виды облаков

Наблюдая за облаками я задумалась: «А действительно, почему плывут по небу облака?» И я узнала, что ветер на разной высоте имеет различное направление. Это доказательство я получила, проведя опыт в классе.

Поставили зажженную свечу на пороге класса и приоткрыли дверь. Пламя наклонилось в сторону класса. Холодный воздух идет из коридора низом. Поднимем свечу к верху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это выходит из комнаты теплый воздух. В природе постоянно происходит перемещение воздуха. Значит получается, что на движение облаков влияет ветер.

И самое главное, к чему я стремилась все это время, Мне хотелось создать свое домашнее облачко. Для этого вот что я сделала:

  1. В чистую, прозрачную пластиковую бутылку мы налили горячую воду.

    Дали ей спокойно постоять несколько секунд.

    Вылили из бутылки примерно половину воды.

    Поместили в горлышко бутылки кусок льда.

    Установили бутылку на темном фоне.

    Лед в горлышке бутылки охладил водяной пар и тем самым вызвал образование туманного облачка из крошечных капель воды.

    Ура! По стенкам бутылки стали стекать капли. У нас получилось не только облако, но и настоящий дождь!

Мой эксперимент получился.

Так же в течении работы над проектом я вела дневник.

Наблюдения за облаками велись с сентября по апрель месяц.Исходя из этих данных, я пришла к выводу, что:

    В осенне-зимний период на небе преобладало большее количество слоистых облаков.

    Ещё я заметила, что осенью с появлением слоистых облаков становилось холоднее и выпадали осадки.

    А зимой слоистые облака приносили не только потепление, а так же выпадение снега.

    Зимой в ясные, солнечные дни наблюдалось понижение температуры. (так в декабре понижалась до - 42 градусов)

    За наблюдаемый период я видела на небе все типы облаков.

    А также я заметила, что в течении дня расположение на небе облаков меняется: слоистых и перистых облаков к обеду становится меньше, а кучевых наоборот больше.

    Кучевые облака бывают только днём.

    Были дни, когда на небе не наблюдалось никаких облачных систем

Облачный покров играет очень важную роль для Земли: зимой и ночью облака препятствуют понижению температуры земной поверхности и приземного слоя воздуха, так как перекрывают отток тепла из нижних слоев атмосферы в космосе, а летом и днем облака ослабляют нагревание земной поверхности, поскольку капли воды в них, подобно линзам, отражают часть солнечных лучей. Облака смягчают климат на нашей планете.

Итак, в ходе работы над проектом я пришла к основным выводам:

1. Облака формируются на разной высоте.

2. Облака бывают разной формы.

3. По облакам можно предсказывать погоду.

4. Перемещаются облака благодаря воздушному потоку, и они никогда не стоят на месте, т.к. в верхних слоях атмосферы воздушные потоки присутствуют постоянно.

5. А самое главное, я поняла, что я ещё так мало узнала о природе облаков; что они таят в себе столько интересного и что моё исследование это всего лишь первая ступенька к «облакам».

Изучая мир облаков я стала более внимательной и наблюдательной, чаще стала замечать все красивое. Потому, что лишь человек, научившийся замечать красивое, доброе, прекрасное рядом с собой может ощутить всю безграничность и совершенство окружающей нас природы и гениальность творений Земли нашей Матушки.

Почему я хочу узнать это?Облака – это, пожалуй,
самое замечательное, что
придумала природа. К ним
нельзя прикоснуться, но
можно
очень
долго
наблюдать, как меняется их
образ, как они сливаются,
растекаются и тают.
А вот еще одно «чудо».
Безветренный день, не
шелохнется
ни
один
листочек, а облака высоко в
небе почему-то не стоят на
месте, а плывут, плывут…

Объект
исследования:
облака.
Предмет:
происхождение
и причины
движения
облаков.
Цель: изучение природы
облаков и выявления причин,
которые влияют на
перемещение облаков в
пространстве.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ГИПОТЕЗА:
Узнать, как появились
Возможно, по небу
и из чего состоят
облака;
Выяснить, какие виды
облаков существуют;
Попробовать создать в
домашних условиях
свое маленькое
облачко;
Разобраться, почему
плывут облака.
плывут облака, потому
что им помогает ветер.
А что если облака
плывут, чтобы увидеть
весь мир?

Белые лебеди В небе плывут По небу лебеди Плавно плывут. Белые перышки Вьются слегка. Здравствуйте, Лебеди- облака!

Как появились и из чего состоят облака?
Облако - это
водяной пар,
поднявшийся с
поверхности
воды или
суши.

Какие виды облаков существуют.
КУЧЕВЫЕ ОБЛАКА

СЛОИСТЫЕ ОБЛАКА
ПЕРИСТЫЕ ОБЛАКА

Можно ли самой, в домашних условиях, создать свое маленькое облачко?

Можно ли самой, в домашних
условиях,
облачко?
создать
свое
маленькое

Эксперимент «создания» своего домашнего облака.

Эксперимент
«создания»
домашнего облака.
1.
В чистую,
прозрачную
пластиковую
бутылочку мы
налили
горячую воду.
Дали
постоять
несколько
секунд.
ей
своего

2.
Вылили из
бутылочки
примерно
половину
воды.

3.
Поместили
в
горлышко
бутылки кусок
льда.
Установили
бутылку
на
темном фоне.

В результате:

В результате:
Лед
в
горлышке
бутылки
охладил пар и
тем
самым
вызвал
образование
туманного
облачка
из
крошечных
капель воды.

Итог:

Итог:
По
стенкам
бутылки стали
стекать капли.
У
нас
получилось не
только
облачко, но и
настоящий
дождик!

Наблюдая за облаками, я задумалась:
«А действительно
почему плывут по
небу облака?»
Облако не знает, почему
оно движется именно в
этом направлении, именно
с этой скоростью…
Но небо знает, куда и
зачем плывут облака, и
какая
картина
ими
пишется.
И ты тоже узнаешь это,
когда
поднимешься
достаточно
высоко,
чтобы
взглянуть
на
горизонт…
Ричард Бах «Иллюзии»

Движение облаков,
указывает
на
наличие
очень
сильного ветра в
небе

верхних
слоях атмосферы).
Движение облаков
можно
увидеть,
когда они на разных
уровнях, а ветер на
разной высоте дует в
разную
сторону
(имеет
различное
направление).

Выводы:

Выводы:
Облака
образуются на
разной высоте.
Облака плывут
благодаря
воздушному
потоку.
Облака
бывают разной
формы.

Елена Бабичева
Исследовательская работа «По дороге с облаками»

Исследовательская работа

По дороге с облаками

Исполнитель : Фармагей Антон Николаевич

Руководитель : Бабичева Елена Леонидовна

МАДОУ «Волшебница» ,

Учитель -логопед

Аннотация

Я, Фармагей Антон, мне 6 лет, воспитанник подготовительной группы детского сада «Волшебница» . Я хочу представить результат моего проекта-исследования в виде электронной презентации проекта «По дороге с облаками » .

Проект поисково-исследовательский «По дороге с облаками » , направлен на решение проблемы об условиях образования облаков .

природы облаками облака

Цель моей работы : выяснить, как образуются облака .

Для этого я изучил различную информацию из энциклопедий, Интернета, журналов. Так же мы с Еленой Леонидовной опытным путем проверили нашу гипотезу, как же все-таки образуются облака .

В конце работы мы с руководителем подготовили и провели презентацию и оформили альбом на тему : «По дороге с облаками » .

Выводы :

облака – это не мягкое облаков может быть разным . Облака могут состоять из капелек воды или маленьких кристалликов льда. Чем выше они над землей, тем больше в них кристалликов льда

Введение …. ….…. 4

Описание работы … .….…5

Выводы…. ….….…. 6

Список литературы…. …. ….8

Приложение

Введение

Я люблю смотреть на небо, наблюдать за явлениями природы : радугой, звёздами, а особенно за облаками . Бывают дни ясные, солнечные, небо голубое, а по нему плывут облака , которые постоянно меняют форму. Ведь они наверняка мягкие и приятные на ощупь. Откуда они взялись? На этот вопрос я постарался найти ответ.

Гипотеза : Облака мягкие и пушистые , они легче воздуха. Поэтому они находятся так высоко над землей.

Цель работы : выяснить, как образуются облака .

Задачи :

Изучить какие бывают облака ;

Узнать из чего состоят облака ;

Опытным путём определить условия образования облаков ;

Оформить альбом наблюдений;

Подготовить презентацию.

Предмет исследования : образование облаков .

Объект исследования : облако .

Методы и приемы :

наблюдение;

эксперимент;

чтение книг, энциклопедий;

моделирование;

поиск информации в Интернете.

Описание работы

Актуальность данного проекта в том, что изучая природные явления, ребенок получает естественно - научные представления, которые в дальнейшем помогут не только быть успешным при обучении в школе, но, и наблюдая за этими явлениями, предсказывать изменения в погоде.

Проект включает три основных этапа.

1 этап. Подготовительный.

Постановка вопроса, цели исследования ;

Сбор материала (рассматривание книг, журналов, энциклопедий, поиск на Интернет- сайтах) и его обработка ;

Подбор материалов для исследований (банка, блюдце, лёд, горячая вода) ;

На подготовительном этапе моего исследования , я узнал, что :

1. Облака бывают разных видов : перистые, кучевые, слоистые. Форма или вид облака зависит от высоты , на которой оно образовалось и температуры, при которой это произошло.

2. Облака формируются на разной высоте.

3. Облака бывают водяные , ледяные, смешанные, так как при различной температуре и на разной высоте облака могут состоять из разных частичек.

Облака образуются тогда , когда влажный воздух поднимается вверх от поверхности Земли и охлаждается и пар превращается в капельки воды и мельчайшие льдинки, из которых и состоят облака . А на небе облака , встречаясь, друг с другом увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Если мы экспериментально создадим условия для взаимодействия пара и холодного воздуха, то мы можем получить облако .

2 этап. Основной.

Исследование : образование облака .

Для образования облака , я наливаю немного горячей воды в банку, а сверху на неё ставлю металлическую чашечку, наполненную льдом. Водяной пар внутри банки поднимается вверх, охлаждается о чашечку со льдом, образуя облачко из маленьких капелек воды. По стенкам банки стали стекать капли. У нас получился настоящий дождь.

Вывод : Лед в чашечке охладил водяной пар и тем самым вызвал образование туманного облачка из капелек воды . Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако . Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Так происходит круговорот воды в природе (Данные исследования заносятся в альбом наблюдений)

3-й этап : Заключительный.

В конце работы мы с руководителем подготовили и провели для ребят моей группы презентацию и оформили альбом на тему : «По дороге с облаками » . Я задал вопрос своим сверстникам, как образуются облака ? Почему они белые? Что заставляет их двигаться? Получил несколько интересных ответов. Ребята отвечали мне, что облака образуются из тумана, а туман ведь белый, поэтому и облака белые . И только одна Алина сказала, что двигаться облака заставляет ветер . Потом я продемонстрировал опыт, который и дал нам всем ответ на вопрос, из чего образуются облака .

Выводы : За время работы над проектом я узнал много нового и интересного об облаках , условиях их образования. Опытным путем я определил условия образования облаков , познакомил ребят с моими исследованиями и оформил вместе с Еленой Леонидовной альбом. Таким образом, все задачи, поставленные мной, были выполнены.

Моя гипотеза не подтвердилась. Оказалось, что облака – это не мягкое , пушистое и приятное. При разных температурах состав облаков может быть разным . Облака могут состоять из капелек воды или маленьких кристалликов. Кстати сказать, именно такие облака облаке ниже -15 °C облако полностью состоит из кристалликов, которых превращаются в снежинки. Причем, оказывается, при разных температурах состав облаков может быть разным . Облака состоят из капелек воды, если температура воздуха превышает -10 °C. Это обыкновенные дождевые облака . Если же она ниже таковой, но выше -15 °C, то в состав облаков входят как капельки , так и маленькие кристаллики. Кстати сказать, именно такие облака посылают нам мокрый снег или снег с дождем. При температуре в облаке ниже

15 °C облако полностью состоит из кристалликов, которых превращаются в снежинки.

Список использованной литературы :

1. З. Ауст. Погода – М : 1998.

2. Детская энциклопедия : Погода и климат. Великобритания,1996

3.«Хочу всё знать!» : Большая иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. А. Зыковой, К. Молькова, О. Озеровой. – М.: Эксмо, 2007.

4.http://brembola.pereslavl.info/a3.htm «Как образуются облака » .

Проект в старшей группе

« По дороге с облаками »

Выполнили: воспитатели МБДОУ «Детский сад №16 г.Выборга»:

Филиппова Н.Ф, Пескова Л.А.

Цель проекта:

Содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе. Активизация мышления, речи в процессе специально смоделированной ситуации.

Задачи.

- формировать умение видеть и описывать небо в разную погоду, выделять разную форму облаков,замечать изменение цвета облаков в зависимости от части суток.

Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Формировать проектно - исследовательские умения старших дошкольников, приучать самостоятельно искать решения, анализировать результат своей деятельности.

Длительность проекта: 01.08.2017-29.09.2017

Предмет исследования: облака. Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, их родители . Предполагаемый результат: у детей сформируются знания о том, как образуются облака, какие виды облаков есть, продолжится формироваться творческое воображение. Продукт проекта: мультфильм про маленькое облачко.


Актуальность Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наш детский сад - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.

В современном обществе экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа".

Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.


Этапы проекта:

Подготовительный этап :

Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми:

Что вы видите на небе?

На что похожи облака? С чем их можно сравнить?

Облака неподвижны или движутся?

Облака находятся низко или высоко?

Почему они движутся? Что делает ветер с облаками?

Что происходит с погодой, если облака закрывают солнце?

Почему про облака говорят, что они бегут, летят, плывут?

Какую погоду предвещают сегодня облака?

Какого цвета бывают облака на восходе и закате солнца?

Какое облако можно назвать тучей?

Чем отличается небо летом?

Чем небо днем отличается от ночного неба?

Какие светила можно увидеть на небе днем? Ночью?

Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр.


Основной(практический).

Работа с детьми.

Образовательная область «Познание».

Дидактические игры: «Найди облако похожее на животных», «Закончи фразу», «подбери слова », «Какой формы?», «На что похожи облака», Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями облаков, рассматривание фотографий, развивающие игры (психогимнастика) «Облака»

Опытно-экспериментальная деятельность: «Облако в банке»

Образовательная область «Речевое развитие»

Чтение:И. Тургенев «Бежин луг»

Е. Алябьева «Как Небо собиралось в гости к Земле»

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...» (отрывок)

Бианки «Небесный слон»

И. Никитин « Как Небо собиралось в гости к Земле»

Загадывание загадок о небе и облаках

Заучивание стихотворений

Н. Екимова « Облака.»

Коллективное сочинение сказки «Путешествие облака» Словарная работа: небо, небосвод, высокое, голубое, хмурое, пасмурное, безоблачное, облачное, утреннее, дневное, вечернее, ночное; облако, облачко, облака, туча, белые, белоснежные, серые, тёмно- серые, кружевные, пушистые, воздушные, нависшие, золотистые, розовые (на восходе), розовато-лиловые, багряные (на закате), пронизанные солнечными лучами, свинцовые, тяжелые; движутся, бегут, мчатся, летят, плывут, собираются, скучиваются, опускаются, закрывают солнце, предвещают погоду; перистые, кучевые облака; утреннее, вечернее, ночное небо; предгрозовое небо. Образовательная область «Физическое развитие». Утренняя гимнастика «Мы облака». Соревнование «Кто больше найдет образов, на которые похожи облака» Подвижные игры «Облака и ветер», «Догони облачко» Образовательная область «Художественно- эстетическое». Лепка из пластилина «Весёлое облачко»,Рисование «облака» (использование различных техник), «Живые облака»,Аппликация «Кружевные облака» Музыка: Слушание музыки «Времена года» Вивальди Пение песни «Облака, белогривые лошадки» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова

3-этап заключительный: Создание мультфильма «Облачко»

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают, что такое облака. По итогом роботы было отмечено: повышение уровня экологической культуры у детей; развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к облакам; пополнение словарного запаса; развитие исследовательской практической деятельности входе проведения проекта.

Заключение.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково - исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали облака как красоту природы. На основании исследования пришли к выводу: какие разные облака, что они отличаются. У каждого облачка свой характер. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления, увеличил словарный запас речи дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, «из чего сделаны облака».


Мимо белого яблока луны, Мимо красного яблока заката Облака из неведомой страны К нам спешат, и опять бегут куда-то. Облака - белогривые лошадки! Мы помчимся в заоблачную даль, Мимо гаснущих звезд на небосклоне. К нам неслышно опустится звезда, И ромашкой останется в ладони! Облака - белогривые лошадки! Облака - что вы мчитесь без оглядки? Не смотрите вы, пожалуйста, свысока, А по небу прокатите нас, облака! Не смотрите вы, пожалуйста, свысока, А по небу прокатите нас, облака!


Рассматриваем облака при помощи специального

окошка и определяем их название. Сегодня были

кучевые, а какие будут завтра?