Восхождение к рекорду. Александр Харитонович Бусыгин: биография Кузнец Бусыгин и другие

Родился 28 мая (10 июня) 1907 года в деревне Колеватовское Костромской губернии, в крестьянской семье. Русский. После окончания начальной школы работал в колхозе.

В 1931 году приехал на строительство Горьковского автозавода. После окончания строительства перешёл на работу в кузницу, в кратчайшие сроки овладев мастерством кузнечного дела и став специалистом высокой квалификации, инициатором принципиально новых методов, направленных на повышение производительности труда. Повышение производительности труда достигалось за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приёмов нагрева и штамповки металла, усиления трудовой дисциплины.

В сентябре 1935 года бригада, которой руководил Бусыгин, установила рекорд, отковав за смену 966, затем - 1001 коленчатый вал при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). За рекордную производительность труда Александр Бусыгин был награждён орденом Ленина.

Даже Всесоюзное движение новаторов некоторое время носило название стахановско-бусыгинского . Слава о чудо-кузнеце дошла до Америки. Американские представители передали ему приглашение Форда на завод в Детройт, обещая платить золотом, на что Бусыгин ответил:

«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».


В 1935 году Бусыгин участвовал во Всесоюзном совещании стахановцев, делегировался на XVIII съезд ВКП(б), позднее дважды стал депутатом Верховного Совета СССР (депутат Совета Союза от Горьковской области - 1-й созыв, 1937-1946; 2-й созыв, 1946-1950). Окончил Промышленную академию в Москве. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.

Вся жизнь А. Х. Бусыгина была неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом: он работал начальником каркасного цеха, начальником участка кузнечного цеха, начальником кузнечного цеха, начальником ремонтно-механического участка. За ударный труд награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.

Последние годы жизни А. Х. Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих. Персональный пенсионер союзного значения.

Внешние изображения
Ветеран Горьковского автозавода
Бусыгин

Указом Президиума Верховного Совета СССР в 22 сентября 1975 года за большие заслуги в развитии массового социалистического соревнования, достижение высокой производительности груда, многолетнюю деятельность по внедрению передовых методов работы в автомобильной промышленности и в связи с 40-летием стахановского движения Бусыгину Александру Харитоновичу было присвоено звание «Героя Социалистического Труда» с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Звание «Почётный гражданин города Горького» А. Х. Бусыгину присвоено решением Горьковского городского Совета депутатов трудящихся от 17 июня 1976 года.

Украинский шахтёр Алексей Стаханов 31 августа 1935 года стал знаменитостью советской страны - сначала производственная многотиражка, а затем "большие" газеты написали о его трудовом подвиге: он за одну смену добыл 102 тонны угля, превысив обычную норму в 14 раз. Руководитель страны Иосиф Сталин велел открыть стахановское движение, а зачинателя пригласил в Москву "на должность". Алексей Стаханов был награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Стахановским движением назвали массовое явление, когда новаторы производства добивались рекордов, это были рабочие, колхозники, инженерно-технические работники. Однако даты показывают, что явление началось несколько раньше. Например, рекордсмен-новатор забойщик Изотов стал известен в 1932 году, даже были изотовские школы повышения квалификации забойщиков. Летом 1935-го на железнодорожном транспорте образовалось движение кривоносовцев. Но прогремело на ноябрьском Всесоюзном совещании имя Алексея Стаханова, о котором загодя доложили Сталину, и тот похвалил идею.

Алексей Григорьевич Стаханов родился 3 января 1906 года в деревне Луговой Елецкого уезда Орловской губернии (теперь это Измалковский район Липецкой области) в бедной крестьянской семье. Так что, довелось ему в юные годы побатрачить, попасти деревенское стадо. А в сельской школе он окончил всего три класса. В 1927 году Алексей начал работать коногоном на шахте "Центральная-Ирмино" в Кадиевке Луганской области, что в Донбассе. А затем - крепильщиком, забойщиком.

Технология выработки была неэффективной, когда все операции выполнял один шахтёр - проработав 1-2 часа, откладывал молоток и крепил забои. Техника в то время простаивала, а компрессор гонял воздух вхолостую. Стаханов изменил технологию, с ним работали два крепильщика, и эффективность резко возросла. Это было продемонстрировано накануне Международного юношеского дня 1 сентября.

30 августа 1935 года в 10 часов вечера в шахту вместе с ним спустились начальник участка Машуров, парторг шахты Петров и редактор шахтной многотиражки Михайлов. За 5 часов 45 минут бригада Алексея нарубила 102 тонны, выполнив 14 норм. Через 10 дней Стаханов нарубил за смену 175 тонн угля, а позднее дошёл до 324 тонн за смену. Популярность нового почина приобрела общенародную признательность и повсеместное распространение.

В 1937 году Алексей поступил в Промышленную академию, которую окончил в 1941 году, став горным инженером. Во время войны он работал в Караганде начальником шахты, а с 1943 года стал начальником сектора по обобщению опыта новаторов и передовиков производства в Министерстве угольной промышленности СССР. В 1970 году Стаханову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и молот".

В 1957 году по воле нового руководителя страны Никиты Хрущева Стаханов вернулся на Донбасс, в город Торез, где работал на невысоких должностях в угольной промышленности. В 1974 году он вышел на пенсию, 5 ноября 1977 года умер в клинике от сердечно-сосудистой недостаточности, якобы из-за долгих проблем с алкоголем. Хотя его дочь Виолетта представляет другую версию: в клинике поскользнулся, упал, ударился виском.

Стахановское движение мощно развилось в СССР и стало почти обязаловкой. Есть цифры статистики, по которым до 25% трудящихся включились в это движение. Однако история сохранила не так много имён героев, в основном, это пионеры движения. Вот каких результатов в установлении производственных рекордов они достигли.

1. Александр Харитонович Бусыгин , кузнец Горьковского автомобильного завода, Герой Социалистического Труда. В 1931 году он приехал на строительство Горьковского автозавода, а когда его построили, Александр очень быстро овладел специальностью кузнеца и сумел развить методы этого производства. Значительного повышения производительности труда он достиг за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приёмов нагрева и штамповки металла. Бригада Бусыгина в сентябре 1935 года установила рекорд, отковав за смену 966, затем - 1001 коленчатый вал при норме 675 штук. Потом он побил свой рекорд, изготовив 1146 валов. Всесоюзное движение новаторов некоторое время носило название стахановско-бусыгинского. Слава о советском кузнеце дошла до американского "Форда", Бусыгина туда приглашали на приличную зарплату, он, конечно, отказался.

2. Кубанский тракторист Константин Борин бил рекорд за рекордом. С 1935 до 1950 годы он был комбайнёром Штейнгартовской МТС Краснодарского края. За сезон 1935 года он убрал комбайном "Коммунар" 780 гектар при норме 160 гектар, в следующем году - 2040 гектар, в 1937 году - 3240 гектар. В 1948 году Борин со своей бригадой намолотил в сцепе двух комбайнов "С-6" 42 300 центнеров зерна. Общая статистика его трудовых подвигов такова: за 15 лет работы в Штейнгартовской МТС он выполнил 89 сезонных норм и намолотил более 480 000 центнеров зерна. Борин первый применил ночную уборку комбайном, загрузку бункера и заправку двигателя на ходу.

3. Макар Мазай , сталевар Мариупольского металлургического завода имени Ильича, рабочий-новатор. Он предложил углубить ванну мартеновской печи и одновременно поднять высоту свода мартена - так в печь стало помещаться намного больше материала для переработки. В октябре 1936 года Макар Мазай установил рекорд по съёму стали с квадратного метра пода печи - 15 тонн за 6 часов 30 минут. Его методы работы переняли все металлурги.

4. Иван Гудов , рабочий-фрезеровщик. В августе 1934 года он чернорабочим поступил на Московский станкостроительный завод имени Орджоникидзе и там с отличием окончил шестимесячные производственно-технические курсы фрезеровщиков. С марта 1935 года Иван начал работать на немецком фрезерном станке "Фриц Вернер", дотошно анализируя технологический процесс. В итоге он нашёл решение, как увеличить количество изготовляемых деталей в 3-4 раза, не теряя их качества. Он обрабатывая детали одновременно двумя фрезами, увеличивал скорость подачи и резания металла. При норме 43 детали в смену, он изготавливал 117 деталей, то есть 410%.

5. Ткачиха Дуся Виноградова - символ нового советского человека. Со своей сменщицей Марусей Виноградовой в мае 1935 года они установили всесоюзный рекорд - стали обслуживать 70 автоматических станков вместо 16. 1 октября 1935 года впервые в практике мировой текстильной промышленности они смогли управляться одновременно с сотней станков, позднее перешли на 240. В текстильной промышленности движение получило широкий отклик у работниц.

6. Железнодорожник Пётр Кривонос . В 1929 году после окончания ФЗУ пришёл в паровозное депо Славянска Донецкой железной дороги. Когда стал машинистом, он первым при вождении грузовых поездов увеличил форсировку котла паровоза, и техническая скорость повысилась вдвое, до 46-47 км/час - это существенный показатель. На железной дороге появились его последователи - кривоносовцы.

7. Поездной диспетчер Клавдия Королёва , лауреат Сталинской премии третьей степени. В 1947 году она организовала работу по уплотнённому графику оборота локомотивов на железнодорожном транспорте. А в 1951 году Королёва додумалась до пропуска тяжеловесных грузовых поездов по постоянному расписанию. И этот метод нашёл широкое применение на сети железных дорог СССР.

8. Перетяжчик обуви Николай Сметанин работал на ленинградской фабрике "Скороход". Взявшись за дело с умом, он выполнил производственную норму на 200%. Чтобы прийти к такому результату, Николай отработал до мельчайших деталей каждое движение. Итог - 21 сентября 1935 года он сработал 1400 пар обуви, между прочим, это был мировой рекорд, советский обувщик обогнал знаменитую чехословацкую фирмы "Бати". 6 октября Николай перетянул и того больше - 1860 пар.

9. Бригадир женской тракторной бригады Паша Ангелина . Дважды Герой Социалистического Труда, символом технически образованной советской работницы, её бригада намного перевыполняла план. Ангелина знаменита своим лозунгом "Сто тысяч подруг - на трактор!".

10. Буровой рабочий Билял Ихласов с 1932 года работал на на руднике Риддерского полиметаллического комбината. 29 сентября 1935 года он не просто установил всесоюзный рекорд добычи руды, а выполнил задание аж на 485 %! Это вдохновило горнодобытчиков, с 1937 года Ихласова назначили инструктором по внедрению передовых методов и приёмов труда - обучать его методам товарищей.

Б усыгин Александр Харитонович – кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении.

Родился 28 мая (10 июня) 1907 года в деревне Колеватовская Нижегородской губернии, ныне Ветлужского района Нижегородской области, в семье крестьянина. Русский. После окончания начальной школы работал в колхозе.

В 1931 году приехал на строительство Горьковского автозавода. После окончания строительства перешёл на работу в кузницу, в кратчайшие сроки, овладев мастерством кузнечного дела и став специалистом высокой квалификации, инициатором принципиально новых методов, направленных на повышение производительности труда.

В сентябре 1935 года бригада, которой руководил А.Х.Бусыгин, установила рекорд, отковав за смену 966, затем – 1001 коленчатый вал при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). За рекордную производительность труда А.Х.Бусыгин был награждён орденом Ленина.

Даже Всесоюзное движение новаторов некоторое время носило название стахановско-бусыгинского. Слава о чудо-кузнеце дошла до Америки. Американские представители передали ему приглашение Форда на завод в Детройт, обещая платить золотом, на что А.Х.Бусыгин ответил: «Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».

В 1935 году участвовал во Всесоюзном совещании стахановцев, делегировался на XVIII съезд ВКП(б), позднее дважды стал депутатом Верховного Совета СССР. Окончил Промышленную академию в Москве. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.

Вся жизнь А.Х.Бусыгина была неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом – он работал начальником каркасного цеха, начальником участка кузнечного цеха, начальником кузнечного цеха, начальником ремонтно-механического участка. За ударный труд награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями. Последние годы А.Х.Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1975 года за большие заслуги в развитии массового социалистического соревнования, достижение высокой производительности груда, многолетнюю деятельность по внедрению передовых методов работы в автомобильной промышленности и в связи с 40-летием стахановского движения Бусыгину Александру Харитоновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Жил в городе Горький (ныне Нижний Новгород). Умер 19 февраля 1985 года. Похоронен на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.

Награждён 2 орденами Ленина (08.12.1934; 22.9.1975), орденами Трудового Красного Знамени (09.01.1952), Красной Звезды (09.3.1944), медалями.

Почетный гражданин города Горький (Нижний Новгород; 17.06.1976).

В городе Нижний Новгород в честь Героя установлены бюст и мемориальная доска на доме, в котором он жил. Его именем названы проспект в Нижнем Новгороде и улица в Новосибирске.

Александр Харитонович Бусыгин (28 мая 1907 - 19 февраля 1985) - кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении. Герой Социалистического Труда (1975).

Биография

Родился 28 мая (10 июня) 1907 года в деревне Колеватовское Костромской губернии, в крестьянской семье. Русский. После окончания начальной школы работал в колхозе.

В 1931 году приехал на строительство Горьковского автозавода. После окончания строительства перешёл на работу в кузницу, в кратчайшие сроки овладев мастерством кузнечного дела и став специалистом высокой квалификации, инициатором принципиально новых методов, направленных на повышение производительности труда. Повышение производительности труда достигалось за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приёмов нагрева и штамповки металла, усиления трудовой дисциплины.

В сентябре 1935 года бригада, которой руководил Бусыгин, установила рекорд, отковав за смену 966, затем - 1001 коленчатый вал при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). За рекордную производительность труда Александр Бусыгин был награждён орденом Ленина.

Даже Всесоюзное движение некоторое время носило название стахановско-бусыгинского. Слава о чудо-кузнеце дошла до Америки. Американские представители передали ему приглашение Форда на завод в Детройт, обещая платить золотом, на что Бусыгин ответил:

«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».

В 1935 году Бусыгин участвовал во Всесоюзном совещании стахановцев, делегировался на XVIII съезд ВКП(б), позднее дважды стал депутатом Верховного Совета СССР (депутат Совета Союза от Горьковской области - 1-й созыв, 1937-1946; 2-й созыв, 1946-1950). Окончил Промышленную академию в Москве. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.

Вся жизнь А. Х. Бусыгина была неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом: он работал начальником каркасного цеха, начальником участка кузнечного цеха, начальником кузнечного цеха, начальником ремонтно-механического участка. За ударный труд награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.

Последние годы жизни А. Х. Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих. Персональный пенсионер союзного значения.

Внешние изображения
Ветеран Горьковского автозавода Бусыгин

Указом Президиума Верховного Совета СССР в 22 сентября 1975 года за большие заслуги в развитии массового социалистического соревнования, достижение высокой производительности груда, многолетнюю деятельность по внедрению передовых методов работы в автомобильной промышленности и в связи с 40-летием стахановского движения Бусыгину Александру Харитоновичу было присвоено звание «Героя Социалистического Труда» с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Звание «Почётный гражданин города Горького» А. Х. Бусыгину присвоено решением Горьковского городского Совета депутатов трудящихся от 17 июня 1976 года.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1975)
  • 2 ордена Ленина (1935, 1975)
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден Красной Звезды
  • медали
  • Почётный гражданин города Горького (1976)

Сочинения

  • «Жизнь моя и моих друзей» (Москва, 1938 год)

Память

  • Именем А. Х. Бусыгина назван проспект Автозаводского района города Нижний Новгород
  • Именем А. Х. Бусыгина названа улица в городе Новосибирск
  • 28 февраля 2007 года на проспекте Октября у Дома ветеранов «ГАЗа» состоялось торжественное открытие памятника А. Х. Бусыгину
  • мемориальная доска на доме, где жил А. Х. Бусыгин

Алекса́ндр Харито́нович Бусы́гин (28 мая 1907 - 19 февраля 1985) - кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении. Герой Социалистического Труда (1975).

Родился 28 мая (10 июня) 1907 года в деревне Колеватовское Костромской губернии, в крестьянской семье. Русский. После окончания начальной школы работал в колхозе.

В 1931 году приехал на строительство Горьковского автозавода. После окончания строительства перешёл на работу в кузницу, в кратчайшие сроки овладев мастерством кузнечного дела и став специалистом высокой квалификации, инициатором принципиально новых методов, направленных на повышение производительности труда. Повышение производительности труда достигалось за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приёмов нагрева и штамповки металла, усиления трудовой дисциплины.

В сентябре 1935 года бригада, которой руководил Бусыгин, установила рекорд, отковав за смену 966, затем - 1001 коленчатый вал при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). За рекордную производительность труда Александр Бусыгин был награждён орденом Ленина.

Даже Всесоюзное движение некоторое время носило название стахановско-бусыгинского . Слава о чудо-кузнеце дошла до Америки. Американские представители передали ему приглашение Форда на завод в Детройт, обещая платить золотом, на что Бусыгин ответил:

«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».

В 1935 году Бусыгин участвовал во Всесоюзном совещании стахановцев, делегировался на XVIII съезд ВКП(б), позднее дважды стал депутатом Верховного Совета СССР (депутат Совета Союза от Горьковской области - 1-й созыв, 1937-1946; 2-й созыв, 1946-1950). Окончил Промышленную академию в Москве. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.

Вся жизнь А. Х. Бусыгина была неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом: он работал начальником каркасного цеха, начальником участка кузнечного цеха, начальником кузнечного цеха, начальником ремонтно-механического участка. За ударный труд награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.

Последние годы жизни А. Х. Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих. Персональный пенсионер союзного значения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР в 22 сентября 1975 года за большие заслуги в развитии массового социалистического соревнования, достижение высокой производительности груда, многолетнюю деятельность по внедрению передовых методов работы в автомобильной промышленности и в связи с 40-летием стахановского движения Бусыгину Александру Харитоновичу было присвоено звание «Героя Социалистического Труда» с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Звание «Почётный гражданин города Горького» А. Х. Бусыгину присвоено решением Горьковского городского Совета депутатов трудящихся от 17 июня 1976 года.